Недействующий

О Концепции развития рыбного хозяйства Ленинградской области на период 2002-2010 годов (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 21.09.2011 N 294)

3. Проблемы развития рыбного хозяйства и предпосылки их решения  


Сложившаяся ситуация в рыбном хозяйстве Ленинградской области к началу 2002 года показывает, что развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе требует решения ряда проблем на государственном (федеральном и областном) уровне.

К основным проблемам относятся:

- несовершенство системы распределения промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (ВБР) между субъектами Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, поставляющими рыбное сырье на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализующими продукцию на территории Российской Федерации, не учитывающей потребностей регионов в рыбопродукции, рыбном сырье и наличие рыбоперерабатывающих мощностей;

- недостаточная изученность современного состояния ВБР в Финском заливе, Ладожском, Онежском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области;

- наличие существенного дисбаланса между объемами промышленных квот на добычу ВБР в Финском заливе и Ладожском озере по основным объектам промысла и производственными мощностями для их изъятия и переработки;

- бессистемное наращивание производственных мощностей по переработке рыбного сырья из ВБР, добываемых в Финском заливе, Ладожском, Онежском, Чудском озерах и внутренних водоемах Ленинградской области, без учета реальных общих допустимых уловов (ОДУ);

- недостаточное развитие взаимосвязей и координации работы между рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями;

- высокий физический износ и моральное старение основных средств, в первую очередь промыслового флота;

- недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на береговых предприятиях;

- отсутствие специализированного приемно-транспортного флота в Балтийском море для приемки, первичной обработки и транспортировки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие мощности;

- дефицит оборотных средств, а также средств для обновления физически изношенных и морально устаревших, высокозатратных и низкотехнологичных основных производственных фондов, прежде всего промыслового флота, и технологического оборудования береговых производств;

- взаимные неплатежи;

- несовершенство законодательно-правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства, отсутствие федерального закона о рыболовстве;

- недостаточное развитие современных кредитно-финансовых, организационных и информационных структур поддержки конкурентоспособности отечественного производителя и продвижения рыбных товаров на внешнем и внутреннем рынках;

- удорожание большинства видов товаров и услуг;

- несовершенство контроля за сохранением водных биоресурсов, усиление браконьерства, влияние спортивного и любительского рыболовства на промышленное рыболовство;

- загрязнение пресноводных рыбохозяйственных водоемов, появление синих водорослей и рачка церкопагиса в Финском заливе, фактическое прекращение работ по рыбохозяйственной мелиорации естественных нерестилищ;

- неразвитость оптовых рыбных рынков в местах сдачи-приемки рыбного сырья, отсутствие эффективных систем их регулирования;

- влияние на развитие аква- и марикультуры отсутствия собственного кормопроизводства для выращивания товарной рыбы и значительных затрат, связанных с обеспечением охраны рыбоводных хозяйств;

- отсутствие нормативно-правовой базы по эффективному управлению водными объектами и рыбопромысловыми участками на рыбохозяйственных водоемах для целей промышленного рыбоводства;

- отсутствие нормативно-правовой базы на основе морской доктрины России, устанавливающей порядок вывода из эксплуатации устаревших судов и стимулирующей обновление флота, привлечение в рыбную отрасль эффективных собственников-судовладельцев;

- усиление конкуренции на внутреннем региональном рыбном рынке и в целом по России со стороны иностранных товаропроизводителей и российских торгующих организаций, продвигающих импортные рыботовары на внутренний рынок;

- выбытие квалифицированных специалистов рыбного хозяйства из производственного процесса по возрасту или в связи с переходом в другие отрасли, замедленное обновление кадров за счет молодых специалистов.

Несмотря на далеко не полный перечень проблем, рыбное хозяйство Ленинградской области имеет реальные возможности не только для стабилизации производства, но и для значительного увеличения выпуска рыботоваров, необходимость которого диктуется потребностями внутреннего регионального рыбного рынка и обусловлено наличием природных, ресурсных, экономических и социальных предпосылок.

Ежегодная емкость единого рыбного рынка Ленинградской области и Санкт-Петербурга оценивается по пищевой рыбной продукции, включая консервы, в 150 тыс. тонн, рыбной муке - 50 тыс. тонн, кормовой рыбе - 15 тыс. тонн.

Необеспеченный спрос на рыботовары имеют и соседние области, не имеющие выходов к морскому побережью: Вологодская, Новгородская, Псковская, а также Республика Беларусь.

Значительная часть регионального рыбного рынка обеспечивается в настоящее время импортными рыботоварами, что напрямую влияет на продовольственную безопасность населения региона и косвенно, через кормопроизводство (включающее один из важнейших компонентов - рыбную муку) для животных и птицы, отражается на развитии птицеводства, свиноводства, звероводства, рыбоводства и т.д. Немаловажно и освобождение подотраслей АПК, потребляющих рыбопродукцию, от рисков, связанных с различными карантинными мероприятиями и запретами (ящур, "коровье бешенство", диоксин и т.п.), а также политическими причинами и конкуренцией, обостряющейся перед вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Основополагающими факторами развития рыбной промышленности Ленинградской области являются доступность для промысла самовоспроизводящихся водных биологических ресурсов, добыча которых может быть организована круглогодично промысловыми судами, базирующимися в портах области, и сохраненный промышленный потенциал береговых рыбоперерабатывающих мощностей.