Недействующий

О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.03.2009 N 147-ПП)

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 18 июня 2002 года N 467-ПП

СТРАТЕГИЯ
по сдерживанию  роста цен на товары и услуги
в  городе Москве до 2008 года

Экономическая и социальная политика Правительства Москвы обеспечивает сохранение благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, создает условия защиты прав собственности, свободного движения товаров.

Все это позволяет в условиях свободного ценообразования обеспечить насыщение рынка товарами и услугами, увеличивать потребление основных продуктов питания на душу населения.

Вместе с тем наметившиеся устойчивые тенденции развития потребительского рынка и услуг свидетельствуют о необходимости формирования определенной ценовой политики и в этом секторе городского хозяйства в соответствии с правовыми основами Российской Федерации, а также создания действенных инструментов косвенного влияния на инфляционные процессы, увеличение налоговых поступлений, оптимизацию ценовых соотношений на товары различных поставщиков, улучшение благосостояния москвичей.

Целью стратегии по сдерживанию роста цен на товары и услуги в Москве является создание системы участия Правительства Москвы в выявлении и устранении факторов, повышающих уровень розничных цен на товары и услуги, обеспечение повышения экономики городского хозяйства и социальной защиты граждан.

Введение.

Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" и Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в городе Москве" права органов исполнительной власти субъектов Федерации по регулированию ценообразования были увязаны с бюджетными возможностями регионов, а перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, значительно сокращен.

Однако сокращение сферы прямого регулирования цен не означает отказа от проведения мер активной ценовой политики. Для проведения такой политики Правительство Москвы совершенствует имеющиеся механизмы и создает Систему, используя методы косвенного воздействия - упорядочение рыночной инфраструктуры оптовой и розничной торговли, обеспечение режима конкуренции, совершенствование товаропроводящей сети, развитие сетевой торговли, уменьшение доли неорганизованного рынка и др.

Прямое регулирование цен определено Концепцией ценовой политики на территории г.Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893. Она определяет сохранение регулирования цен на ограниченный круг товаров и услуг социальной значимости, оплата которых производится за счет городского бюджета и иных привлеченных городских финансовых ресурсов. В области потребительского рынка и услуг это регулирование размеров наценок на продукцию, реализуемую на предприятиях питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных учебных заведениях, вузах, установление цен и тарифов на ритуальные услуги. Цены на эти товары и услуги подлежат контролю со стороны Правительства Москвы и прямому регулированию в зависимости от состояния экономики и создания нормальных, экономически эффективных условий работы предприятий.

Ключевыми нормативными документами, на которых базируется и ведется работа по прямому регулированию цен на уровне города, являются Закон города Москвы от 26 февраля 1997 года N 3 "О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов субъектов естественной монополии" и постановление Правительства Москвы от 27 октября 1995 года N 893 "О совершенствовании ценовой и тарифной политики в г.Москве".

Закон устанавливает права и ответственность органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, а также цен и тарифов субъектов естественной монополии, признанных таковыми законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Закон определяет права и ответственность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и некоммерческих организаций за нарушение порядка установления и применения регулируемых цен и тарифов, включая субъектов естественных монополий.

Принимая во внимание сокращение директивных методов воздействия на цены, Правительство Москвы отдает преимущество мерам косвенного воздействия на отношения в сфере производства товаров, оптовой, розничной торговли и услуг, направленных на формирование цен.

За 1999 - 2001 годы после финансового кризиса был принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на социальную поддержку граждан, уменьшение цен на товары и услуги. Среди них: постановления Правительства Москвы об улучшении торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны, о мерах по развитию сети продовольственных магазинов "Овощи - фрукты - продукты", Программа развития торговли и общественного питания в г.Москве до 2001 года, Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 2001 - 2003 годы, о мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы.

Сфера ценообразования является одной из системообразующих в условиях рыночной экономики и экономического развития в целом. Однако в России отсутствует единый скоординированный подход к ценовой политике государства, имеющиеся законодательные и нормативные акты не обеспечивают проведение единой государственной политики цен, отсутствует единый федеральный орган ценового регулирования.

Вместе с тем ценовой механизм выступает в качестве организатора и координатора рыночной экономики, цены играют роль сигнальной системы, с помощью которой предприниматели ориентируются на рынке. Состояние экономики отраслей потребительского рынка и услуг и экономики города в значительной мере зависит от спроса и предложения, а также факторов прямо или косвенно влияющих на рост цен.

К прямым факторам относятся:

- стоимость сырья и материалов при производстве товаров;

- доходы, которыми располагает покупатель;

- тенденция преобладания товара по источникам поступления (импортные, отечественные);

- меры по реальному укреплению рубля;

- реальные, приемлемые условия банковских кредитов, предоставляемых как производителям, так и продавцам товаров;

- динамика инвестиций в основной капитал торговли, общественного питания и бытовых услуг;

- изменения на рынке труда.

Косвенными факторами, влияющими на рост потребительских цен, являются:

- существующая система, обеспечивающая продвижение товара от производителя к потребителю;

- состояние информации о том, что продавцы хотят и могут продать, а покупатели хотят и могут купить;

- количество товаров на рынке отечественных товаропроизводителей;

- число предприятий- продавцов на рынке;