Укрепление экономического роста в Ленинградской области, начавшегося в 1999 году, продолжилось в последующие два года. Наиболее существенными факторами подъема экономики области стали развитие импортозамещения, активизация экспорта продукции ряда сырьевых отраслей, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, рост инвестиций в основной капитал вследствие увеличения доли денежной составляющей в составе оборотных средств предприятий, постепенное увеличение внутреннего платежеспособного спроса со стороны как реального сектора экономики, так и населения, а также улучшение бизнес-среды, повышение политической и экономической стабильности.
Развитие рыночных отношений создает острую необходимость вовлечения информационных ресурсов и технологий в систему товарных отношений, интенсивного развития информационных систем и сетей. Основой интегрированных информационных ресурсов государственных органов в сфере экономики была и остается статистическая информация, роль и значимость которой из года в год растет.
Вместе с тем, в процессе реформирования механизмов управления значительно увеличиваются бюджетные расходы на создание системы мониторинга и статистического наблюдения, информационных систем и информационных ресурсов Правительства Ленинградской области. Безусловно, существует определенный минимальный уровень статистической информации, который при минимальных затратах обеспечивает некоторую оценку социальных и экономических процессов в регионе.
Однако, учитывая, что для принятия управленческих решений необходимо обладать полной информацией как о социально-экономическом положении муниципальных образований, так и о финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций) региона, затраты на получение такой информации существенно возрастают. Следовательно, в сложившейся ситуации необходимо обеспечивать дополнительное финансирование из местных бюджетов. Правительство Ленинградской области принимает все меры для продолжения реформирования статистической деятельности на территории области.
Это обусловлено тем, что выполняемые Санкт-Петербургским комитетом государственной статистики наблюдения представляются федеральным органам власти в агрегированном виде на уровне среднеобластных показателей, что не позволяет органам власти и управления Ленинградской области и ее муниципальных образований проводить взвешенную политику развития региона. Для принятия органами местного самоуправления эффективных решений по вопросам, входящим в предмет их ведения, требуется объективная статистическая информация о конкретных предприятиях и организациях различных отраслей и социальная информация с малыми периодами актуализации.
Обеспечение требуемой информацией всех ветвей власти областного и муниципального уровней, а также расширение состава информации требует проведения дополнительных работ, не финансируемых из федерального бюджета. Вследствие этого, Правительство Ленинградской области вынуждено искать альтернативные пути получения, обработки и передачи первичной статистической информации, удовлетворяющие поставленным Губернатором Ленинградской области требованиям.
По инициативе комитета по экономике и инвестициям Ленинградской области с 1993 года (совместное распоряжение Председателя Ленинградского областного Совета народных депутатов и главы администрации Ленинградской области от 2 июля 1993 года N 511-р/132-р “О создании в Ленинградской области государственной системы экономического информационного обеспечения региональных органов власти и управления”) разработан перечень статистических работ Ленинградской области, названный впоследствии региональная целевая программа "Регионстатинформ" (далее - программа). Мероприятия программы являлись неотъемлемым продолжением первых двух этапов реформирования российской статистики в соответствии с Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Программа реформирования предусматривала:
- реформирование системы статистических показателей;
- совершенствование методов статистического наблюдения;
- совершенствование методологии комплексного анализа социально-экономического развития России и регионов на базе математико-статистических методов и системы макроэкономических стандартов;
- создание системы взаимосвязанных общероссийских классификаций, гармонизированных с требованиями международных стандартов;
- реализацию современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий;
- совершенствование системы распространения статистических данных;
- совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в сфере статистики и информационных технологий.
Первый этап реформирования статистики (завершен в 1996 году) реализован на принципах максимальной концентрации ресурсов по наиболее важным фундаментальным направлениям.
В результате определился состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития экономики. Созданы основы Единого государственного регистра предприятий и организаций, Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и другое. Сформированы основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения и другие макроэкономические показатели в сфере цен, финансов и денежного обращения, промышленного производства, потребительского рынка, которые стали важными рычагами управления экономическим развитием области.
Вторым этапом реформирования статистики являлось завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других потребителей в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей, секторов экономики и хозяйствующих субъектов. Результатом стал переход от отраслевого принципа построения статистики к функциональному созданию информационной системы статистики предприятий, которая станет основой показателей системы национальных счетов России, характеризующих движение финансовых потоков.
В соответствии с Федеральной программой статистических работ на 1998 год, начиная с отчета за январь 1998 года, введены в действие четыре новые интегрированные формы срочной государственной статистической отчетности (П-1, П-2, П-3, П-4). Одновременно были отменены некоторые действующие формы срочной отраслевой статистической отчетности (всего более десяти форм).
Переход от отраслевой статистики к статистике предприятий предполагает существенное снижение информационной нагрузки на предприятия, упрощение процедур и организации сбора данных. Ожидаемыми результатами нового подхода являются более широкие возможности для глубокого и взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг для последующей комплексной экономической, демографической, социологической характеристики производителей и других аспектов анализа.
В ходе реформирования статистики в 1997-2000 годах, на базе утвержденной на федеральном уровне системы статистических показателей, существующей методологии их расчета, методов сбора статистической отчетности предполагалось завершение создания модели региональной статистики, адаптированной к условиям развития рыночных отношений, дополнительное перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями статистической информационной системы. Предполагалось, что повысится роль и обеспечится высокая оперативность и максимальная достоверность статистических данных, совершенствуется программно-технологический и технический уровень, будут обеспечены необходимые условия труда работников статистики. Однако ограниченность финансовых ресурсов не позволила обеспечить выполнение намеченных планов.
Состояние статистических работ в Ленинградской области, в настоящий момент в основном определяемое политикой Госкомстата России, требует постоянного контроля со стороны Правительства Ленинградской области. По оценке специалистов, для повышения уровня эффективности статистической деятельности, соответствующей стандартам Европейского сообщества, развития региональной статистики потребуется в течение последующих трех лет обеспечить финансирование программы на уровне 8-10 миллионов рублей в год в ценах 2001 года.
Кроме того, реализация современных методов эксплуатации информационных ресурсов и информационных технологий предполагает наличие необходимого парка технических средств. Однако большинство структурных подразделений Правительства Ленинградской области, администраций муниципальных образований не располагают техникой, обеспечивающей работу в современных технологиях. Отсутствуют телекоммуникационные средства, позволяющие обеспечить оперативный обмен информацией между владельцами баз данных и источниками информации.
Учитывая изложенное, региональная целевая программа статистических работ Ленинградской области “Регионстатинформ” направлена на достижение в 2002 году следующей цели: продолжение работ по дальнейшему реформированию статистической деятельности в Ленинградской области для наиболее полного обеспечения потребностей органов власти всех уровней в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии области и ее муниципальных образований в соответствии с целями и задачами Программы развития государственной статистической системы до 2005 года, утвержденной приказом Госкомстата России от 28 ноября 2001 года N 162.
Основной целью Программы развития государственной статистической системы до 2005 года является обеспечение комплексного реформирования федеральной системы государственной статистики для расширения достоверной, качественной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики и социальной сферы страны и поддержание доверия общества к официальной статистике.
Достижение основной цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей;
- разработка совместно с федеральными органами исполнительной власти согласованной системы базовых статистических показателей для анализа, прогнозирования и мониторинга социально-экономических процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;