О ПРОГНОЗЕ
социально-экономического развития г.Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов
Оценка действующих условий развития города
Условия, в которых развиваются все отрасли экономики, городское хозяйство, социальный комплекс, по сравнению с предыдущим периодом усложнились. Прекращается положительное влияние факторов посткризисного экономического роста.
Недостаток собственных средств и дешевых кредитных ресурсов сдерживает инвестиционную активность предприятий и организаций. Финансовое положение производителей ухудшается из-за опережающей, по сравнению с инфляцией, динамики цен и тарифов на услуги топливно-энергетического комплекса и других естественных монополий.
Усиливается противодействие продвижению на внешние рынки товаров машиностроения, металлопроката, другой продукции, в том числе выпускаемой московскими предприятиями.
Дальнейшее развитие города должно происходить в условиях более активного замещения внешнеэкономических источников роста внутренними. В этих целях, в том числе с использованием городских целевых программ поддержки городом базовых производств, малого и среднего предпринимательства, инвестиций, оказывается содействие выходу предприятий и организаций на новые сегменты рынка, что позволит обеспечить рост валового регионального продукта, промышленного производства, товарооборота и других экономических показателей до 104-105% в целом за 2002 год и создать необходимые условия для закрепления достигнутых ранее позитивных результатов в развитии экономики и социальной сферы города.
Однако в сложных финансовых условиях город Москва полностью реализует все свои социальные программы и в первую очередь мероприятия по сохранению устойчивого роста доходов граждан. Заработная плата работающих за первые три месяца текущего года увеличилась в среднем на 39%, а в учреждениях здравоохранения и образования, подведомственных Правительству Москвы, - на 57-78% по сравнению с тем же периодом 2001 года.
Закрепление достигнутых позитивных тенденций социально-экономического развития города Москвы в предстоящий период будет обеспечиваться на основе согласованного решения следующих узловых задач:
- сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, наращивание платежеспособного спроса;
- создание условий для расширения московскими предприятиями производства конкурентоспособной продукции на основе ускоренного формирования собственных накоплений, более активного использования внешних источников, в том числе кредитных ресурсов;
- стимулирование инвестиционной активности в секторах, производящих конечную продукцию;
- устранение препятствий и реализация программ стимулирования развития малого и среднего предпринимательства;
- наращивание собственных неналоговых доходов за счет расширения применения рыночных механизмов в работе с землей и недвижимостью, увеличения поступлений от государственных унитарных предприятий и дивидендов от участия города Москвы в акционерном капитале;
- активизация конкурентных рынков товаров, услуг, финансовых средств, обеспечение внедрения действенных механизмов защиты прав собственности и обоснованного применения процедур банкротства неэффективных собственников;
- осуществление сбалансированной ценовой и тарифной политики, увязанной с реформированием естественных монополий и реформой жилищно-коммунального хозяйства, поддержание возможно более низкого инфляционного фона.
Разработка прогнозных показателей социально-экономического развития г.Москвы на 2003 год и на период 2003-2005 годов проводилась на основе доработанного базового варианта соответствующего федерального прогноза с учетом накопленных ранее в городе подходов к экономическим преобразованиям и в увязке с параметрами городских целевых программ, которые будут в этот период выполняться в Москве.
Основные факторы и целевые параметры экономического и социального развития г.Москвы в 2003 году и на период 2003-2005 годов
Демографическая ситуация, рынок труда в 2003-2005 годах
Поэтапное осуществление комплексных мер по повышению уровня доходов москвичей на основе роста заработной платы, адресной поддержки малообеспеченных слоев населения, семей, имеющих детей, лиц старших возрастов, реализация городских программ улучшения медицинского и социального обслуживания создаст условия для дальнейшей нормализации демографической ситуации в городе.
Ожидается положительная динамика основных демографических характеристик. Число родившихся на 1000 человек населения возрастет с 8,8 в 2001 году до 9,8 к 2005 году. Смертность в расчете на тысячу человек населения уменьшится - с 15,6 до 14,5. Наряду с этим сохранится на сложившемся уровне миграционный приток населения (40-49 тыс.человек в год), что приведет к восполнению естественной убыли жителей города. Население Москвы к 2005 году составит 8,5 млн.человек.
Доля пенсионеров в численности населения города достигнет 24,9%, что потребует дополнительных бюджетных расходов на реализацию программ социальной поддержки этой группы москвичей.
Численность экономически активного населения города в этот период сохранится на уровне 5,6 млн.человек за счет вступления в трудоспособный возраст московской молодежи 80-х годов рождения и миграционного притока трудоспособного населения. Для поддержания баланса экономически активного населения и сохранения устойчивой ситуации на рынке труда города Москвы будет завершено создание общегородской системы регулирования миграционных процессов. Численность иностранной рабочей силы в отраслях экономики города к 2005 году не превысит 75 тыс.человек.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы по г.Москве в 2003-2005 годах
(тыс.чел. в среднем за год) | ||||||||
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
| факт | оценка | прогноз | прогноз | прогноз | |||
Экономически активное население | 5517 | 5531 | 5542 | 5546 | 5557 | |||
Занятые в экономике города | 5421 | 5437 | 5449 | 5456 | 5469 | |||
Численность безработных по методике МОТ (все группы населения, желающие приступить к работе, включая пенсионеров, студентов и др.) | 96 | 94 | 93 | 90 | 88 | |||
в том числе зарегистрированные как безработные в соответствии с действующим законодательством | 34 | 34 | 33 | 32 | 32 | |||
доля зарегистрированных безработных в процентах к экономически активному населению | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 |