Недействующий

О нормативных документах, регламентирующих деятельность территориальной единицы с особым статусом "Особая экономическая зона ... (с изменениями на 20 августа 2002 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 27.05.03 N 386-ПП)

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами


В современных условиях экономический рост и укрепление обороноспособности страны в решающей степени определяются уровнем развития отечественной электронной промышленности.

Электроника - самая динамичная отрасль народного хозяйства. Темпы роста производства в ней в 2,5-3 раза превышают соответствующие показатели в других отраслях промышленности. Однако это требует столь же интенсивного обновления производственных фондов и освоения современных высоких технологий, что невозможно без больших капитальных вложений.

В последнее десятилетие финансовые вложения в отрасль резко сократились, в связи с чем наблюдается отставание отечественной электроники, в том числе микроэлектроники, от мирового уровня. Последствия этого для обороноспособности и экономики страны очевидны, поэтому развитие российской электронной промышленности является одной из стратегических государственных задач.

В настоящее время ведущим центром электроники в России является Зеленоград - административный округ Москвы, в котором сложился и успешно функционирует научно-производственный комплекс предприятий, обеспечивающих почти 80% объема производства изделий микроэлектроники в стране.

Правительство Москвы уделяет постоянное внимание вопросам развития научно-технического потенциала зеленоградских предприятий электроники и обеспечения социально-экономического развития Зеленограда.

В значительной степени этому способствует созданная в конце 1997 года территориально-промышленная зона с особым статусом на базе предприятий электронной промышленности города Зеленограда (Особая зона), преобразованная в настоящее время в территориальную единицу с особым статусом "Особая экономическая зона "Зеленоград". Образование Особой зоны позволило Правительству Москвы и Московской городской Думе обеспечить ее участникам финансовую, правовую и организационную поддержку.

Результаты работы промышленных предприятий и научных организаций Зеленограда в условиях особого статуса территориально-промышленной зоны показали высокую эффективность используемого механизма поддержки со стороны бюджета города Москвы.

За период 1998-2001 годов объем реализации продукции значительно возрос и в 2001 году в 2,1 раза превысил уровень докризисного 1991 года.

Прибыль предприятий увеличилась в 24 раза, вдвое сократилась численность убыточных предприятий и в 4 раза - сумма убытков. Значительная часть прибыли направлена на развитие производственной базы. Объем инвестиций из прибыли составил 210 млн.руб., что в 9 раз больше уровня 1997 года. Это позволило втрое сократить неиспользуемые производственные площади, создать 4,9 тыс. новых рабочих мест. Численность работающих возросла в 1,25 раза, а их средняя заработная плата - в 3,3 раза.

За счет роста производства обеспечено расширение налоговой базы и увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней и отчислений в социальные фонды.

При этом темпы роста отчислений постоянно и существенно превышают темпы роста объемов налоговых льгот, предоставленных предприятиям, обеспечивается высокая эффективность полученных из бюджета средств.

Расчеты показывают, что ведущие зеленоградские предприятия электроники за период 1998-2001 годов на проведение этих работ и обновление технологической базы направили более 80 млн.долл. США собственных и привлеченных по коммерческим кредитам средств. Правительство Москвы за счет средств городского бюджета оказало финансовую помощь участникам Особой зоны на сумму около 15 млн.долл. США, ассигнования из федеральных источников составили около 7 млн.долл. США.

За счет сделанных капитальных вложений заводы и НИИ Зеленограда реализовали широкую программу мер по сохранению и наращиванию научно-производственного потенциала.

Предприятиям ОАО Концерн "Научный центр" удалось создать новое направление в микроэлектронике - средства отображения информации на основе полимерных пленок, сохранить технический уровень производства быстродействующих интегральных схем на основе арсенида галлия, за счет собственных средств осуществить инвестиции в объеме 15 млн.долл. США в модернизацию производства интегральных схем.

ОАО "Ангстрем" им.А.А.Шокина направило более 10 млн. долларов США в реализацию проекта создания производства интегральных микросхем с топологическими размерами 0,5-0,35 мкм на кремниевых пластинах диаметром 200 мм на базе построенного предприятием уникального производственного корпуса со сверхчистыми помещениями.

ОАО "Элма", ЗАО "НИИ Материаловедения", ГНЦ "Институт физических проблем", ОАО "Завод "Компонент" и др. зеленоградские предприятия и организации организуют выпуск современных материалов для электроники, аппаратуры связи военно-космического и гражданского назначения, ведут разработки по фундаментальным научно-техническим вопросам в области наноэлектроники, микромеханики, оптоэлектроники и других перспективных направлений создания электронной техники.

В целом результаты деятельности Особой зоны свидетельствуют о том, что особый статус территориально-промышленной зоны реально предоставляет эффективные возможности развития производства ее участниками.

В то же время, в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, возможности Правительства Москвы по оказанию поддержки в части предоставления льгот предприятиям - участникам ТЕОС "ОЭЗ "Зеленоград" ограничены. Так, начиная с 2002 года, предоставляется единственная льгота - по налогу на имущество, объем которой не превышает 60-80 млн.руб. в год.

В связи с этим для дальнейшего развития ТЕОС ОЭЗ "Зеленоград" необходимо использование и других механизмов организационно-экономической поддержки предприятий, оказываемой им Правительством Москвы. Одним из них является программно-целевой подход к обеспечению финансовой поддержки предприятий. Целевое и адресное финансирование из различных источников, в том числе из бюджета города Москвы, позволит эффективно использовать привлеченные ресурсы как для финансовой стабилизации предприятий, так и для разработки и организации производства изделий электронной промышленности в интересах города.