Недействующий

О программе "Московский студенческий педагогический отряд на 2002-2004 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.12.2012 N 701-ПП)

2. Обоснование необходимости принятия программы


Успешность построения демократического социально ориентированного государства во многом определяется степенью личной ответственности и гражданской зрелости молодых россиян, их позитивным участием в реформировании общества.

Существенную и активную роль в этом процессе призвано сыграть студенчество Москвы, характерной чертой которого является наличие высокого уровня профессиональной и личностной культуры, социальной мобильности и адаптивности.

Студенты традиционно имеют высокие жизненные устремления, устойчивый интерес к практическому участию в вопросах преобразования российского общества, обладают обширными контактами с различными поколениями и социальными группами.

Достаточно близкие возрастные характеристики студентов по отношению к младшему поколению, знание ими особенностей детской и подростковой субкультуры, понимание на основе собственного опыта наиболее типичных психологических состояний, переживаемых детьми и подростками в процессе взросления, позволяет последним более легко, свободно общаться, излагать причины и содержание внутриличностных, школьных, семейных и других проблем, конфликтов; совместно со своим наставником (студентом) искать пути их разрешения; осуществлять внешнюю оценку, "экспертизу" своего поведения, консультирование по самым разнообразным темам и вопросам.

Помимо этого студент - это потенциальный или уже реально действующий лидер детского, молодежного или разновозрастного коллектива, целями деятельности которого является включение ребят в социально полезную и значимую деятельность, организация их интересного развивающего досуга, формирование здорового образа жизни молодежи.

Включаясь в эту работу, студенты, при условии прохождения ими профильной психолого-педагогической подготовки, получают возможность:

- реализовывать и развивать свой воспитательный и личностный потенциал;

- получить дополнительную профессиональную квалификацию;

- более интенсивно включаться в социальные отношения, освоить новые социальные роли;

- приобрести педагогические и психологические знания, умения, навыки;

- существенно повысить свою управленческую компетентность;

- обрести опыт коллективной деятельности, получить возможность практики общения с детьми, подростками и молодежью.

Подобное взаимодействие студентов с детьми является одним из ведущих факторов успешной социализации данных категорий молодежи.

Наиболее эффективным механизмом включения студенчества в социально-педагогическую работу с подрастающим поколением является взаимодействие органов государственного управления, социальных, оздоровительных, образовательных учреждений со студенческими педагогическими отрядами (далее - СПО).

В основе функционирования СПО в современном периоде лежат два основных подхода:

1. Традиционный - формирование студенческих педагогических отрядов в вузах педагогического профиля для прохождения студентами летней практики на базе детских оздоровительных центров.

2. Инновационный - комплексная социально-педагогическая работа с детьми и подростками студентов вузов различного профиля в круглогодичном режиме на добровольной основе.

Одной из таких форм интеграции и содействия развитию студенчества является реализация на базе "МАТИ" - Российского государственного технологического университета им.К.Э.Циолковского программы "Московский студенческий педагогический отряд" (далее - "МСПО").

Программа "МСПО" была разработана в 1999 году и осуществляется при непосредственной поддержке Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Московской федерации профсоюзов, Совета профсоюза работников образования и науки Москвы, Московского центра труда и занятости молодежи "Перспектива".

За время реализации программы в ней уже приняло участие более 1500 студентов 48 московских вузов, которые включились в работу с детьми, подростками и молодежью в качестве вожатых детских оздоровительных центров, кружководов, руководителей секций дополнительного образования.

Члены Московского студенческого педагогического отряда осуществляют функции организаторов воспитательной и досуговой работы в летних лагерях труда и отдыха, участвуют в деятельности по формированию и развитию актива учащейся молодежи города, принимают широкое участие в проведении территориальных и городских праздников, фестивалей и иных акций, адресованных детям и молодежи.

Наиболее опытные и подготовленные в профессиональном отношении участники программы работают с воспитанниками детских домов, школ-интернатов и социальных приютов, оказывая ребятам необходимую помощь в освоении образовательных курсов, содействуют формированию и развитию у них навыков самоорганизации, коллективной деятельности и творчества.

Реализация участниками программы такого спектра направлений и форм практической работы была бы невозможна без прохождения ими профильной психолого-педагогической подготовки, которая организована в трех уровнях:

Первый уровень образуют школы, обучение в которых, в соответствии со спецификой избираемой деятельности, должны пройти все члены педагогического отряда:

- Школа молодого вожатого (подготовка вожатых для загородных и городских детских оздоровительных лагерей);

- Школа организаторов досуга детей и подростков (подготовка кружководов и организаторов работы по месту жительства);

- Школа организаторов воспитательной работы и досуга детей и подростков в летних лагерях труда и отдыха.

Второй уровень. В рамках данного уровня действует Школа инструкторов. В ней проходят обучение члены СПО, осуществляющие учебно-методическую работу с молодыми участниками программы.