В соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ обеспечение населения услугами связи относится к предметам ведения местного самоуправления. Однако при существующих принципах организации связи на территории Ленинградской области (как и в других регионах России), когда телекоммуникационная структура является составной частью единой взаимоувязанной сети связи Российской Федерации (Федеральный закон "О связи" от 16 февраля 1995 N 15-ФЗ) и представляет собой комплекс сопряженных сетей связи общего пользования, обеспеченный общим централизованным управлением независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, решить проблему телефонизации в регионе путем решения ее только в отдельном муниципальном образовании не представляется возможным, прежде всего, в техническом отношении. Поэтому развитие и совершенствование сети связи, в частности на территории конкретного муниципального образования, должно осуществляться с учетом технологического единства всей сети связи на территории Ленинградской области.
Исходя из этого, в соответствии с программой развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо оказывать поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ, обеспечивающих развитие всех видов связи (ст. 6 Федерального закона "О связи"). Особый акцент ставится на поддержку развития сетей связи в сельской местности. В соответствии с письмом Министра сельского хозяйства Российской Федерации предполагается рассматривать Ленинградскую область в качестве опытной зоны внедрения новых технологий связи и реализация соответствующей программы является обязательным условием.
В программе предусмотрены мероприятия, направленные на развитие средств связи в населенных пунктах, удаленных на большие расстояния (от 5 до 20 км и более) от центральных телефонных станций, и создание базовой единой областной структуры радиодоступа, с помощью которой возможна частная телефонизация населенных пунктов того или иного района. Нередки случаи, когда телефонизация населенного пункта, принадлежащего, например, к Бокситогорскому району, возможна (или технически нецелесообразна) за счет базовой станции, установленной в Тихвинском районе. На последующем этапе (после создания областной единой базовой инфраструктуры) предусматривается развитие районной абонентской структуры за счет средств муниципальных образований. Именно этот этап телефонизации находится в ведении муниципальных образований в соответствии с принципами местного самоуправления.
Таким образом, создание требующей больших финансовых затрат областной единой инфраструктуры связи является актуальной задачей Правительства Ленинградской области, которую можно решить только совместными усилиями бюджетов всех уровней и четкой координацией действий областных операторов связи (основной - ОАО "Ленсвязь") и Правительства Ленинградской области. Проблема обеспечения связью населения на местах - задача муниципального образования.
Разработка программы была проведена на основании постановления Правительства Ленинградской области от 14 августа 1997 года N 29 "О развитии систем телекоммуникаций в Ленинградской области". При прогнозировании и формировании текущего перечня работ по телефонизации малонаселенных пунктов учитывались:
- перечень и география нетелефонизированных населенных пунктов и объектов социальной сферы;
- финансовые возможности бюджетов администраций населенных пунктов, платежеспособность населения и хозяйствующих субъектов;
- планы телефонизации и заявки администраций населенных пунктов, план развития телефонных услуг, а также финансовые и технические возможности ОАО "Ленсвязь" и других операторов связи;
- развитие современных средств беспроводной связи и возможность организации ее на основе существующей областной единой телекоммуникационной сети;
- опыт решения проблемы телефонизации в других регионах России;
- результаты проведенных работ по телефонизации, финансированных из областного бюджета в 1997 и 2000 годах;
- возможности перспективного финансирования в рамках федеральной целевой программы "Развитие средств связи в сельской местности до 2010 года";
- необходимость оптимизации процесса телефонизации того или иного населенного пункта за счет возможностей технических средств всех прилегающих к нему районов.
При формировании ежегодного перечня мероприятий по телефонизации соблюдается принцип очередности и приоритетности проведения работ исходя из выделяемого бюджетом Ленинградской области объема финансирования, технических возможностей ОАО "Ленсвязь", других операторов и с учетом созданных объектов в результате реализации программы предыдущего года.
Основными проблемами телефонизации малонаселенных пунктов Ленинградской области являются:
- большой размах территории и многочисленность нетелефонизированных пунктов;
- удаленность (5 км и более) от ближайших населенных пунктов, где расположены АТС;
- ограниченная номерная емкость большинства АТС;
- сложный рельеф местности (леса, болота, возвышенности, реки, озера и пр.).
Все перечисленное существенно повышает стоимость и сроки проведения работ по телефонизации.
Цель настоящей программы - обеспечение телефонной связью населения, объектов социальной сферы, органов государственного управления и инвалидов Великой Отечественной войны в малонаселенных нетелефонизированных пунктах Ленинградской области.