Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в летнее время является одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Ленинградской области.
В целях создания экономических, организационных, медицинских, образовательных, социальных, правовых и информационных условий, обеспечивающих стабилизацию и развитие системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, Правительством Ленинградской области ежегодно утверждается программа "Лето".
Расширяется деятельность структур, занимающихся проблемами оздоровления, отдыха, реабилитации и занятости детей и подростков.
Продолжается отработка алгоритма взаимодействия субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации программы.
Укрепляется межведомственная координация, накоплен положительный опыт работы межведомственной координационной комиссии при Правительстве Ленинградской области по вопросам оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время.
Увеличился вклад средств массовой информации в объективное освещение изложенных вопросов и привлечение внимания к ним.
При сокращении стационарных оздоровительных лагерей, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, значительно возросли полномочия, самостоятельность и ответственность администраций муниципальных образований Ленинградской области, комитетов социального комплекса Правительства Ленинградской области, других служб и ведомств в решении конкретных проблем по организации полноценного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, позволяющих учесть специфику положения детей на местах, их реальные потребности, обеспечить реализацию принципов адресности, целенаправленности услуг, оказываемых в сфере отдыха.
В муниципальных образованиях практически создана система, призванная координировать и комплексно на межведомственной основе решать проблемы охраны здоровья, воспитания, социализации и занятости детей и подростков в летнее время.
В результате в Ленинградской области в течение последних трех лет работало:
1999 год | 2000 год | 2001 год |
852 оздоровительных лагеря | 950 оздоровительных лагерей | 1055 оздоровительных лагерей |
Из общего числа учащихся первой - второй ступеней школ Ленинградской области оздоровление получили:
1999 год | 2000 год | 2001 год |
60,9 процента | 62,8 процента | 63,9 процента |
Отличительной чертой летней оздоровительной работы стал адресный подход к организации оздоровления и отдыха различных категорий детей.
Только в 2001 году было организовано:
706 детских оздоровительных лагерей для 76629 детей и подростков- комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальными органами управления образованием и Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации;
261 оздоровительный лагерь для 12210 детей и подростков из социально незащищенных семей, детей-сирот, детей-инвалидов - комитетом по труду и социальной защите населения Ленинградской области и муниципальными органами управления по социальной защите населения;
49 полусанаторных оздоровительных лагерей для 3580 часто и длительно болеющих детей - комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области, учреждениями здравоохранения, Ленинградским областным фондом обязательного медицинского страхования;
30 оздоровительных лагерей для 2307 подростков и молодежи - комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области и муниципальными органами управления по молодежной политике;
18 стационарных оздоровительных лагерей для 9260 детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет - промышленными и сельскохозяйственными предприятиями всех видов собственности совместно с Ленинградским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации.
Дальнейшее развитие получили региональные социально-педагогические программы летнего отдыха и оздоровительные учреждения инновационных видов.
Возросла воспитательная функция лагерей, их социальная значимость в формировании самосознания, самоопределения и самореализации детей в оздоровительно-воспитательном процессе.
Таким образом, работало 70 спортивных оздоровительных лагерей, 80 экологических лагерей, 35 краеведческих лагерей, 66 творческих лагерей, 48 туристических лагерей, 7 международных лагерей, 38 лагерей для одаренных детей, 3 лагеря для юных моряков, 20 лагерей для детей и подростков с девиантным поведением, 18 лагерей для детей с ограниченными возможностями здоровья, 122 лагеря труда и отдыха, 8 лагерей для учащихся профессиональных училищ, студентов педагогических училищ и высших учебных заведений.
Каждый пятый оздоровительный лагерь функционировал в круглосуточном режиме.
Оздоровительные лагеря работали на базе: общеобразовательных школ - 469, детских дошкольных учреждений - 104, учреждений дополнительного образования - 67, учреждений здравоохранения - 49, учреждений социальной защиты населения - 70, воинских частей - 8, подростковых клубов - 32, профессиональных училищ, педагогических училищ и высших учебных заведений - 16; 45 оздоровительных лагерей работали как выездные; было организовано 14 загородных муниципальных оздоровительных лагерей и 18 стационарных оздоровительных лагерей.