Недействующий

О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г.Москве на 2002-2004 годы (с изменениями на 2 сентября 2003 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 04.06.2014 N 304-ПП)

3. Основные направления развития оптовой торговли


Основные направления развития оптовой торговли продовольствием представлены на рис.2.

Основные направления развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на период до 2005 года

 

Основные направления

Оптимизация

Реформирование

Перспективное

Совершенствование

состава операторов

каналов

развитие и разме-

организации и координации

оптового рынка

товародвижения

щение объектов

оптовой торговли

оптовой торговли

_ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

|

|

|

|

|

|

|

|

|

Сокращение числа

|

|

Укрепление связей

|

|

Строительство

|

|

Усиление

Развитие новых

|

|

посредников

|

|

с региональными

|

|

новых объектов

|

|

взаимодействия

элементов и

|

|

|

|

товарно-сырьевыми

|

|

(инициативный

|

|

органов

форм

|

|

Обеспечение

|

|

рынками на основе

|

|

капитал) в увязке

|

|

управления на

координации

|

|

рыночного

|

|

участия московской

|

|

с Генсхемой раз-

|

|

всех уровнях

|

|

разнообразия

|

|

оптовой торговли и

|

|

мещения крупных

|

|

|

|

оптовых структур

|

|

промышленности в

|

|

торговых объектов

|

|

Развитие

Совершенство-

|

|_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ |

|

развитии агропро-

|

|

в г.Москве

|

|

нормативно-

вание организо-

|

|

мышленной сферы

|

|

|

|

правовой базы

ванных закупок

|

|

|

|

Развитие

|

|

торговли

продовольствия

|

|

Выделение опорной

|

|

транспортно-

|

|

|

|

группы предприятий

|

|

складской

|

|

Целенаправлен-

Эффективный

|

|

для содержания

|

|

логистики

|

|

ная структурная

контроль за

|

|

страховых запасов

|

|

|

|

политика

качеством

|

|

и резервов

|

|

Вывод из города

|

|

продуктов

|

|

|

|

неперспективных

|

|

питания

|

|

Развитие

|

|

предприятий

|

|

|

|

инфраструктуры

|

|_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ |

|

Активная

Активная

|

|

конкурентного

|

|

имущественно-

научно-

|

|

оптового рынка

|

|

земельная

техническая

|

|

|

|

политика

политика

|

|

Развитие

|

|

|

|

розничных

|

|

Эффективная

Подготовка и

|

|

торговых сетей

|

|

инвестиционная

повышение

|

| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ |

|

политика

квалификации

|

|

кадров

|

| _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  |



Рис.2


3.1. Оптимизация состава операторов оптового рынка


Разработка концепции структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.

Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то концепция ориентируется на двухуровневую схему организации оптовой торговли, представленную на городском уровне операторами крупного и среднего опта (операторы с функциями поставок в Москву основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, московские и крупные региональные товаропроизводители и т.д.) и на территориальном уровне операторами, обслуживающими движение товаров в звене "опт - мелкий опт - розница" (рис.1).

Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и необходимого видового разнообразия оптовых организаций.

Видовое разнообразие оптовых структур определяется мотивацией товаропроизводителей при выборе ими того или иного канала продвижения на рынок своей продукции. Такая мотивация выражается в готовности товаропроизводителя к единовременной продаже товара оптовому посреднику, в готовности оплатить информацию о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на товар и в готовности полного отказа от услуг посредника.

В рыночной экономике каждая из представленных моделей поведения товаропроизводителя должна иметь возможность реализоваться. Отсюда важной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.

Опыт развитых стран показывает, что в соответствии с требованиями товаропроизводителей структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе трех основных групп операторов:

- предприятий и организаций, специализирующихся на оптовой торговле продовольственными товарами и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;

- торговых посредников, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (торговые агенты, брокеры, комиссионеры и т.д.);

- организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по его обороту на оптовом рынке (оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы и т.д.).

Мировая торговая практика (данные торговых переписей) свидетельствует о том, что оптимальным сочетанием этих групп для крупных мегаполисов можно считать реализацию порядка 60% годовой потребности города в продовольственных товарах через специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, до 15% - через посреднические структуры и до 25% - через организаторов оптового оборота (рис.3).

Оптимизация состава оптовых торговых структур

Существующее положение на оптовом рынке  


Задачи структурной политики

Крупные города-мегаполисы

Москва

Значительное сокращение числа посредников
______________________





Увеличение доли организаторов оптового оборота (оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки и др.)
_____________________
Обеспечение рыночного разнообразия оптовых структур (оптовые продовольственные рынки, независимые распределительные центры, сетевые распределительные центры, магазины-склады и др.)

(данные торговых переписей)

(оценка)

          

Рис.3



В настоящее время на оптовом продовольственном рынке Москвы указанные соотношения не выдерживаются: чрезвычайно высокой является доля посредников (по оценкам, более 35%); низкой - доля организаторов оптового оборота (менее 1%). Причем в отличие от развитых стран, где торговые посредники реально участвуют в продвижении товаров к потребителю, на московском оптовом рынке деятельность большей части посредников носит чисто спекулятивный характер.

В этой связи структурная политика города в оптовой торговле продовольствием должна способствовать прежде всего увеличению роли в системе товародвижения организаторов оптового оборота при значительном уменьшении доли посредников на оптовом рынке.