В основе разработки приоритетных направлений научно-технического обеспечения развития потребительского рынка и услуг лежит Программа развития потребительского рынка г.Москвы на 2002-2003 годы. Анализ развития потребительского рынка в городе до 2002 года определил концепцию его дальнейшего развития.
Одним из основных направлений развития должны стать меры по усилению государственного регулирования с одновременным сокращением необоснованных административных барьеров, упрощение разрешительной практики, особенно для субъектов малого бизнеса. Дорога на рынок должна быть максимально открыта для всех предпринимателей, но ответственность за незаконные действия усилена.
Разработка прикладных социально-экономических проблем развития потребительского рынка включает:
- создание целевых и научно-технических программ в сфере торговли, массового питания и бытового обслуживания;
- создание критериев инвестиционной привлекательности и механизмов реализации крупномасштабных инвестиционных проектов в сфере торговли и услуг по реализации Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в городе Москве до 2020 года;
- исследование структурных сдвигов на потребительском рынке под воздействием изменений в моделях потребления у различных категорий потребителей товаров и услуг;
- совершенствование системы сертификации услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания, разработка нормативно-методической документации по повышению эффективности такой системы и т.д.
Одним из основных направлений является разработка и внедрение новых перспективных технологий, обеспечивающих высокое качество и экологическую безопасность товаров и услуг; перспективных видов современного оборудования, транспорта и технологических линий с использованием энергосберегающих технологий, отвечающих международным требованиям научно-технического прогресса; а также разработка и внедрение новых физико-химических методов контроля качества пищевой, алкогольной, парфюмерно-косметической и других видов продукции.
В соответствии с ППМ от 12.09.2000 N 725 "О ходе работ по созданию систем оптовых продовольственных рынков" разработана и рассмотрена на заседании Правительства Москвы от 24.10.2001 Концепция развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на период до 2005 года.
Научно-техническое обеспечение раздела направлено на:
- комплексное развитие оптовой и розничной торговли продовольствием, снижение уровня потребительских цен;
- развитие материально-технической базы торговли, сокращение затрат и потерь при хранении продукции, повышение уровней химической безопасности объектов оптовой торговли;
- совершенствование финансово-кредитного механизма, форм и методов государственно-правового регулирования оптового продовольственного рынка;
- повышение устойчивости рынка и продовольственной безопасности;
- рост инвестиционной активности и привлечение инициативного капитала;
- рациональное использование городских земель.
Шифр | Наименование подраздела | Сроки выполнения, начало/ | Объем финансирования НИОКР, тыс.руб. | Пользователь | Значение работ для города | ||
окончание | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||
4.1. Программа развития потребительского рынка и услуг г.Москвы на 2002-2004 годы | |||||||
14.1.1. | Разработка прикладных социально-экономических проблем развития и мониторинга потребительского рынка и сферы услуг | 2002 | 2,200 | 8,900 | 9,200 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Организация социально-экономического мониторинга потребительского рынка, исследование тенденций, структур, сдвигов и развития прогнозов потребительского рынка; разработка экономических моделей и механизмов создания конкурентоспособных и финансово устойчивых предприятий; разработка целевых научно-технических программ в отрасли |
14.1.2. | Разработка современных технологий и проблем развития материально-технической базы потребительского рынка и сферы услуг | 2002 | 3,000 | 8,600 | 10,600 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Развитие материально-технической базы потребительского рынка; разработка инвестиционных программ и проектов с использованием новейших научно-технических достижений и технологий в потребительском рынке и сфере услуг |
14.1.3. | Совершенствование системы государственно-правового регулирования потребительского рынка и сферы услуг | 2002 | 1,500 | 5,600 | 6,200 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Развитие нормативно-правовой базы сферы торговли и услуг; совершенствование организаций и государственного регулирования потребительского рынка; обеспечение гарантий предпринимательской деятельности |
14.2. Концепция развития оптовой торговли продовольствием в г.Москве на период до 2005 года | |||||||
14.2.1. | Комплексное развитие системы оптовой торговли продовольствием в г.Москве | 2002 | 1,600 | 5,600 | 6,700 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Совершенствование механизмов, форм и методов государственного регулирования оптового продовольственного рынка и обеспечение комплексного подхода в развитии оптовой и розничной торговли продовольствием |
14.2.2. | Развитие материально-технической базы и повышение эксплуатационной безопасности предприятий оптовой торговли продовольствием | 2002 | 2,400 | 5,800 | 6,500 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Техническое перевооружение оптовых предприятий, сокращение затрат и потерь при хранении продукции, повышение уровней химической безопасности объектов оптовой торговли |
14.2.3. | Финансовое оздоровление предприятий оптовой торговли продовольствием | 2002 | 1,300 | 5,400 | 6,200 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Повышение эффективности деятельности оптовых предприятий города и погашение в сжатые сроки их задолженности перед федеральным и городским бюджетами |
14.2.4. | Развитие новых форм организации оптовой торговли продовольствием | 2002 | 1,300 | 5,400 | 5,800 | Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы | Интеграция оптовой и розничной торговли продовольствием, снижение издержек обращения, сокращение звенности товарооборота, снижение уровня потребительских цен |
ИТОГО: | 13,300 | 45,300 | 51,200 |