Недействующий

О Концепции развития воздушно-транспортной системы города Москвы до 2005 года (с изменениями на 26 июля 2005 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 30.12.2021 N 2237-ПП)

4. Применение авиационных технологий в городе

4.1. Опыт применения авиации и авиационных технологий в интересах городского хозяйства в мегаполисах мира и городе Москве.

Опыт развития крупнейших городов-мегаполисов мира свидетельствует о широком использовании авиации и авиационных технологий в интересах муниципальных служб и обеспечения жизнедеятельности города.

В США и Западной Европе существуют развитые воздушно-транспортные системы, включающие десятки владельцев-эксплуатантов,крупные вертодромы и мелкие вертолетные площадки, среди которых значительную часть составляют частные. Эти системы развиваются в соответствии с планами городов и регионов. При общей тенденции к ограничению деятельности крупных аэропортов, находящихся внутри мегаполисов, и выводу их за пределы городской черты, активно развивается инфраструктура вертодромов и вертолетных площадок.

Вертолетный транспорт - важная отрасль городского хозяйства этих стран. Использование вертолетов значительно повышает эффективность работы городских служб и транспортных коммуникаций. Сферы применения вертолетов в крупных городах и густонаселенных регионах достаточно разнообразны и условно разделяются на два основных направления: в интересах городских и федеральных служб и в коммерческих целях. При этом значительный процент от общего объема коммерческих перевозок составляют корпоративные и туристические полеты.

Основными преимуществами применения вертолетов в условиях крупного города являются:

- скорость перемещения, позволяющая существенно экономить время, которое является самым важным фактором при проведении спасательных, медико-эвакуационных, противопожарных работ, совершения деловых поездок;

- способность одинаково успешно совершать посадки как на аэродромы и на специально предназначенные для этого небольшие площадки, так и на совершенно не оборудованные для этих целей участки;

- отсутствие необходимости в выделении больших участков земли при создании необходимой инфраструктуры.

Координация всех действий по развитию авиационной инфраструктуры осуществляется органами городского управления.

Вертолетные площадки, предназначенные для муниципального использования, имеют, в основном, медицинскую специализацию. Их строительство и эксплуатация осуществляется за счет городских средств, средств страховых компаний и медицинских учреждений, средств различных общественных организаций и частных лиц.

Большая часть вертолетных площадок, расположенных в крупных городах мира, предназначена для коммерческого использования. Городские вертодромы, предназначенные для совместного использования, как правило находятся в муниципальной собственности и сдаются в аренду управляющим компаниям.

Москва, как один из крупнейших городов мира, объективно испытывает необходимость решения ряда проблем, свойственных мегаполисам. Среди них потребность в повышении оперативности реагирования городских служб (в первую очередь, правоохранительных, аварийно-спасательных, противопожарных, экстренной медицинской помощи и др.) в условиях ограниченной пропускной способности автомагистралей и, как следствие, затрудненного дорожного движения, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Кроме того, высокая плотность населения и большое количество функционально взаимосвязанных между собой объектов, значительно повышают опасность последствий техногенных аварий, что вызывает необходимость осуществления постоянного мониторинга окружающей среды, инженерных и иных технических систем и коммуникаций. Использование авиационных средств (и в первую очередь вертолетов) дает возможность решения перечисленных выше проблем.

В условиях плотной городской застройки вертолеты имеют преимущество перед другими средствами в проведении ряда специальных работ и, в первую очередь, строительно-монтажных, а также в качестве транспортного средства для доставки пассажиров и грузов.

В настоящее время в Москве действует система авиационного обеспечения правоохранительных органов, противопожарной и экстренной медицинской служб, а также выполняются специальные авиационные работы для решения экологических задач, аэросъемок (дистанционного зондирования), строительно-монтажных работ и метеозащиты города. В то же время практически не развита система транспортных пассажирских перевозок и воздушного туризма.

Общее количество вертолетовылетов за период 1997-2001 годов составило более 6000. Свыше 80% летного ресурса израсходовано в целях оказания экстренной медицинской помощи, обеспечения правоохранительной деятельности и проведения инженерного и экологического мониторинга.

Для организации, планирования и методического обеспечения выполнения полетов созданы специальные подразделения в соответствующих городских службах.

Сравнение результатов развития и применения авиационных технологий в Москве, основанных на использовании вертолетного транспорта, с другими крупными городами мира показывает значительное отставание в этой области. Масштабы применения авиационных технологий в Нью-Йорке, Париже и других крупных городах мира в десятки раз превышают достигнутый в Москве уровень как по интенсивности выполнения полетов, так и по количеству вертолетной техники и организаций, осуществляющих ее применение и эксплуатацию. На такой же порядок отличаются созданные в городах сети оборудованных вертолетных площадок. Значительно выше в зарубежных мегаполисах уровень функционального развития строительства вертолетных площадок, использующего для их оборудования крыши зданий и другие специальные сооружения.

В целях дальнейшего развития авиационных технологий в интересах городского хозяйства и жизнеобеспечения города, его воздушно-транспортной системы необходимо решение трех основных задач:

- развитие авиационной техники и насыщение парка городской авиации легкими вертолетами, обеспечивающими решение специальных задач в интересах городских служб, коммерческих перевозок и авиаработ;

- развитие городской авиационной инфраструктуры, включающей вертодромы и вертолетные площадки;

- организация безопасного использования воздушного пространства над городом.

При этом использование авиационных технологий в городе может осуществляться при обеспечении санитарно-гигиенических и экологических норм охраны окружающей среды.

4.2. Основные направления развития авиационного обеспечения городских служб и применения авиационных технологий

4.2.1. Авиационная техника и организация ее эксплуатации

Одной из основных проблем использования авиационных технологий в городе является отсутствие легких вертолетов. Практически соответствуют требованиям, предъявляемым к типоразмеру авиатехники, лишь вертолеты ВО-105 и ВК-117 производства фирмы "Еврокоптер", используемые в системе экстренной медицинской помощи МЧС России. Другие сферы деятельности, в которых могли бы успешно применяться подобные вертолеты, обеспечиваются отечественной вертолетной техникой среднего класса (Ка-32, Ми-8). В результате не только сужаются возможности использования вертолетов в условиях города (повышенные требования к размерам и оборудованию вертолетных площадок), но и существенно ухудшаются экономические показатели ввиду высоких эксплуатационных расходов применяемой отечественной авиатехники. Зарубежные вертолеты имеют значительно лучшие ресурсные и топливные характеристики и в результате почти вдвое ниже стоимость эксплуатации по сравнению с используемыми городскими службами в Москве вертолетами Ка-32А и Ми-8.

Модернизация парка вертолетной техники для города должна быть ориентирована преимущественно на использование вертолетов легкого класса, создаваемых отечественной авиационной промышленностью. Эти вертолеты должны быть приспособлены для применения в городских условиях, оборудованы специальным снаряжением, просты и дешевы в эксплуатации.

В соответствии с потребностями города (на расчетную перспективу до 2005 года) вертолетный парк для решения задач в интересах городских служб должен включать:

- 10 вертолетов легкого класса;

- 3-4 вертолета среднего класса;