Охрана окружающей среды, связанная с функционированием воздушного транспорта, является одной из важных задач, стоящих перед Правительством Москвы.
Интенсивная деятельность авиатранспортных предприятий в аэропортах Шереметьево, Внуково и Домодедово сопровождается значительными объемами эмиссии загрязняющих окружающую среду продуктов сгорания, шумовыми воздействиями и электромагнитными излучениями.
В настоящее время наиболее существенные экологические проблемы сложились в аэропорту с наибольшей интенсивностью движения воздушных судов - Шереметьево, где фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, в том числе и авиапредприятиями (диоксид серы, диоксид азота и др.), по данным Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, уже в настоящее время почти в 1,5-3,0 раза превышают предельно-допустимые концентрации. Увеличение нагрузки на другие аэропорты (Внуково, Домодедово) может привести к появлению в них аналогичных проблем.
Проблемы экологии в отношении города, связанные с деятельностью аэропортов Московского авиаузла наиболее остро касаются шумового воздействия на территории жилой застройки города. Под воздействием авиационного шума находится около 5-10% площади городской территории, при этом в наибольшей степени подвержены воздействию:
- от деятельности аэропорта Внуково - районы Теплый Стан, Ясенево, Коньково, Северное Бутово (Юго-Западный административный округ); Тропарево, Внуково, Солнцево (Западный административный округ);
- от деятельности аэропорта Остафьево - район Южное Бутово (Юго-Западный административный округ);
- от деятельности аэропорта Шереметьево - район Молжаниновский, Митино (Северо-Западный административный округ); г.Зеленоград.
В ущерб потребностям города в дополнительных объемах жилищного фонда и необходимости развития городских территорий перспективной застройки осуществляется реконструкция и наращивание гражданской авиационной деятельности на аэродроме Остафьево, не обусловленное экономическими потребностями развития отрасли.
Сложившаяся неблагоприятная экологическая ситуация в ряде районов города, связанная с авиационной деятельностью в Московском авиационном узле, требует принятия неотложных мер по ee улучшению.
Основными направлениями деятельности Правительства Москвы в период до 2005 года в области решения экологических проблем, связанных с функционированием воздушно-транспортной системы должны быть:
- проведение исследований экологического состояния аэропортов, включая подробную инвентаризацию источников выбросов в атмосферный воздух и сбросов на почву и в водоемы загрязняющих веществ, а также оценки влияния деятельности аэропортов на компоненты окружающей среды и условия жизни и здоровья населения;
- разработка методик определения выбросов от воздушных судов различного типа (в том числе от вертолетов легкого, среднего и тяжелого класса) и оценка воздействия выбросов на атмосферный воздух в режиме разогрева, взлета и совершения полета;
- разработка природоохранных мероприятий для существующего состояния объектов аэропортов с целью их приведения к нормативному экологическому уровню и поддержание его с учетом перспектив развития;
- создание систем мониторинга акустической обстановки, воздушной вибрации, загрязнения атмосферного воздуха, почвы и воды открытых водоемов в аэропортах, на прилегающих территориях и по маршрутам полетов воздушных судов, а также контроля за выполнением защитных мероприятий в реальном масштабе времени;
- введение дифференцированных ограничений по количеству выполняемых взлетно-посадочных операций для конкретных типов воздушных судов с учетом обеспечения требуемого шумового баланса и допустимого уровня выбросов в зоне жилой застройки в дневное и ночное время;
- использование планировочных и строительно-конструктивных мер по снижению авиационного шума в жилых помещениях;
- использование системы экологических сборов в аэропортах за превышение шумов и эмиссии;
- обеспечение выполнения экологических и санитарных норм и правил при проектировании вертолетных площадок и вертодромов на территории города и разработки требований к летательным аппаратам для внутригородского использования.
Разработка и реализация конкретных мер в области решения экологических проблем на основе указанных направлений деятельности, международных норм и мировой практики взаимодействия городов и муниципальных образований с авиационными органами должна обеспечить:
- установление реальных размеров зон воздействия авиационного шума и других неблагоприятных факторов авиационной деятельности в Московской воздушной зоне с учетом оценки риска для здоровья населения, а также их согласованных и утвержденных изменений на перспективу развития до 2020 года;
- установление совместно с Минтрансом России и аэропортами МАУ перечня обязательных мероприятий, обеспечивающих согласованное снижение экологического загрязнения окружающей среды, включая введение более жестких мер при выполнении полетов в ночное время;
- выработку механизма контроля установленных мероприятий, включая создание автоматизированного технического мониторинга в реальном масштабе времени;
- создание правовой и законодательной базы применения системы контроля, введение целевых экологических аэропортовых сборов и штрафных санкций за превышение установленных допустимых уровней неблагоприятного воздействия на окружающую среду;
- разработку системы компенсационных мероприятий для населения, проживающего в районах с повышенным воздействием неблагоприятных экологических факторов авиационной деятельности.
В интересах обеспечения безопасности населения должна быть ограничена авиационная деятельность (применением легкомоторных и спортивных летательных аппаратов) на аэродромах, расположенных в районах непосредственно прилегающих к территориям жилой застройки (Остафьево, Мячково, Быково, Тушино, Центральный).
Должны быть определены возможности обеспечения перспективного развития городских территорий в районах Молжаниновка Новоподрезково, Южное Бутово - Щербинка.
В целях повышения возможностей экологического мониторинга территории города и принятия оперативных мер по предотвращению возникновения угрозы экологической опасности необходимо создание постоянно действующей системы использования авиационных технологий.
Дистанционный мониторинг, выполняемый на основе комплексной аэросъемки, позволяет за короткое время получать информацию об экологическом состоянии значительных территорий, с минимальными затратами на единицу площади при широком наборе регистрируемых параметров.
Опыт использования вертолетов для проведения экологического и инженерного мониторинга города показывает необходимость дальнейшего развития этих работ.