Бурное развитие Москвы за последнее десятилетие, превращение города в один из крупнейших мировых центров бизнеса, науки, культуры, образования и туризма объективно создает необходимость и предпосылки для развития воздушных сообщений. Воздушный транспорт является одним из важнейших элементов коммуникационной системы города, связывающей его как с регионами России, так и с зарубежными странами, и в то же время, как показали события 11 сентября 2001 года в США, - источником повышенной опасности.
В общем объеме перевозок магистральными видами транспорта на долю воздушного транспорта в Москве приходится в настоящее время около 20% всего пассажирооборота и существенная часть грузоперевозок.
В структуре авиаперевозок, выполняемых воздушным транспортом, на долю Московского авиаузла (МАУ) приходится более 40% отправок пассажиров (в том числе в международном сообщении - 75%) и более 45% отправок грузов (в том числе более 80% - международных) от общего объема соответствующих показателей в Российской Федерации.
В Москве зарегистрированы и осуществляют свою деятельность наиболее значимые в России авиакомпании: "Аэрофлот - Российские авиалинии", "Ист-Лайн", "Трансаэро", "Атлант-Союз" и др. В Московском регионе функционирует несколько крупнейших аэродромов и аэропортов страны, в том числе "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово".
В Москве созданы и действуют системы авиационного обеспечения экстренной медицинской помощи, деятельности правоохранительных органов, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. С развитием Москвы все более возрастает потребность в использовании авиационных технологий для обеспечения эффективной работы городских служб и жизнедеятельности города.
Сделав значительный шаг вперед в развитии транспортной инфраструктуры за последнее десятилетие, Москва стоит перед необходимостью комплексного решения ряда задач, связанных с развитием воздушно-транспортной системы и дальнейшим внедрением в жизнь города авиационных технологий.
Концепция развития воздушно-транспортной системы городе Москве представляет собой систему взглядов на цели, задачи, основные принципы и направления развития воздушно-транспортной системы города Москвы в интересах городского хозяйства и населения города.
Под воздушно-транспортной системой в настоящей Концепции понимается совокупность сложных взаимосвязанных элементов (подсистем), обеспечивающих выполнение авиаперевозок пассажиров и грузов и авиационных работ. В число указанных системообразующих элементов входят: авиапредприятия (авиакомпании), аэропорты (аэродромы, вертодромы) и наземные службы обеспечения полетов (топливо-заправочные комплексы и система обслуживания и ремонта авиационной техники), система организации и управления воздушным движением, система продажи авиаперевозок и другие элементы.
Концепция является основой для:
- формирования и проведения единой политики городских властей, субъектов хозяйственной деятельности и общественных организаций, населения города в области развития и совершенствования воздушно-транспортной системы Москвы;
- разработки и реализации целевых программ развития воздушно-транспортной системы города Москвы;
- координации деятельности городских властей с федеральными органами исполнительной власти в области развития воздушного транспорта и использования авиационных технологий;
- совершенствования и дальнейшего развития нормативно-правовой базы в области гражданской авиации, затрагивающей интересы города Москвы и ее жителей.
Правовую и методологическую базу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы в области воздушного транспорта и авиационной деятельности, экологии, экономики, градостроительства и другие, Концепция развития гражданской авиационной деятельности Российской Федерации, Устав и законодательство города Москвы.
В Концепции отражены проблемы, связанные с состоянием воздушного транспорта, как частью общей системы транспортного комплекса Москвы, использованием авиационных технологий в интересах городских служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, сформулированы цели, принципы и основные направления деятельности по развитию воздушно-транспортной системы города до 2005 года.