В Москве сложилась и действует общегородская система организации патриотического воспитания молодежи. Приоритетными направлениями в области патриотического воспитания молодежи Москвы являются:
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, активному участию в осуществлении планов развития Москвы;
- формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций москвичей и всего российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства;
- изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
- формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности;
- осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству;
- формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма, уважения и добросовестного отношения к труду;
- формирование здорового образа жизни подростков и молодежи, профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений и безнадзорности, улучшение здоровья молодежи.
Важными составляющими в работе по патриотическому воспитанию стали мероприятия празднований 850-летия Москвы, 50-летия и 55-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, подготовка и проведение Первых Всемирных юношеских олимпийских игр в Москве, встречи нового XXI века, подготовка и празднование 60-летия разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.
Неотъемлемой частью общественной и культурной жизни столицы стало ежегодное проведение городских мероприятий: "Края Москвы, края родные", "Служим Отечеству", "Вахта памяти", "Твои защитники, Москва!", "День города", "Дни славянской письменности и культуры" и другие акции, в которых принимает активное участие подрастающее поколение москвичей.
Сложилась система музейной и театральной педагогики. В рамках реализации постановления Правительства Москвы N 516 от 30.06.98 "О посещении учреждений культуры города Москвы группами учащихся образовательных учреждений" только за 9 месяцев текущего года более 1млн. 260 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений Москвы посетили музеи и театры города.
Методическими центрами в работе по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи являются музеи: "Истории города Москвы", "Обороны Москвы", "Центральный музей Вооруженных Сил", "Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", "Бородинская битва", ставшие традиционным местом проведения торжественных и праздничных мероприятий с учащимися общеобразовательных учреждений, воспитанниками кадетских школ (кадетских школ-интернатов), профессиональных образовательных учреждений, студентами высших учебных заведений, призывниками города Москвы.
Продолжается работа по созданию и открытию в общеобразовательных учреждениях столицы музеев "Боевой и трудовой славы". Силами обучающихся и педагогических коллективов образовательных учреждений и ветеранскими районными и окружными организациями создано и действует 550 школьных музеев.
Большую работу по патриотическому воспитанию молодежи проводят общественные организации (объединения) ветеранов Великой Отечественной войны, труда и Вооруженных Сил. Только 1 сентября 2001 года в "День знаний" и "День города" перед школьниками выступили более 3 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны и Героев России.
На базе районных библиотек ветеранскими и военно-патриотическими молодежными объединениями систематически проводятся мероприятия по исторической тематике для детской и молодежной аудитории.
Основой патриотического воспитания детей и подростков стало введение в Московский региональный учебный план курсов "История Отечества", "Граждановедение", "Народоведение", "Москвоведение". Возрождена традиция проведения в образовательных учреждениях государственных праздников, использования государственных и городских атрибутов и символов.
Большое значение в вопросах нравственного и патриотического воспитания молодежи имеет проведение, при активном участии Совета ветеранов спорта, командных школьных, районных, окружных и городских спортивно-массовых мероприятий, посвященных памятным датам России и города-героя Москвы. Это проведение ежегодных спартакиад школьников и допризывной молодежи, посвященных "Дню Победы" и "Дню защитников Отечества", спортивные игры детей городов-героев, спортивные детские соревнования, посвященные "Дню города".
Активно ведется поисковая работа в рамках городской программы "Вахта Памяти", в которой принимает постоянное участие более 800 детей, подростков, студентов и молодежи, 30 поисковых формирований города.
В то же время в деле духовно-нравственного воспитания молодежи имеются существенные проблемы и недостатки.
В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.
Результаты социологических опросов общественного мнения среди москвичей в возрасте от 14 до 30 лет показали, что только 43% имеют высокий уровень знаний истории родного города, 52% считают себя патриотами, а 23% из опрошенных пренебрежительно отзываются о стране и российском народе, 38% не считают службу в Вооруженных Силах Российской Федерации своей конституционной обязанностью.
В числе основных причин пренебрежительного отношения части подрастающего поколения москвичей к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей следует выделить:
- массовое распространение через прессу, телевидение, радио, Интернет, наружную рекламу низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность;
- плохое освещение районных, окружных и городских мероприятий патриотической направленности;
- слабую пропаганду качественной художественной, военно-мемуарной, учебной и методической литературы патриотической направленности, ее нехватку в фондах общественных и школьных библиотек;
- недостаточную профессиональную подготовку специалистов, особенно молодых, занимающихся вопросами патриотического воспитания детей и подростков;
- несовершенство нормативной правовой базы в области патриотического воспитания и недостаточную координацию деятельности отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, программ общественных организаций (объединений), направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи города.