Действующий

О Концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы" и первоочередных мерах по ее реализации (с изменениями на 18 мая 2004 года)

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 26 марта 2002 года N 208-ПП

     

Концепция комплексного развития туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы"

Схема формирования архитектурно-ландшафтного комплекса


Динамика максимального количества туристов в год в Москве за 1997-2010 годы (млн. человек в год)




Историко-градостроительное обоснование


Территория, выбранная для организации на ней пешеходной туристской зоны, является центральным ядром городского ансамбля Москвы. Здесь сконцентрировано огромное количество памятников истории, культуры и археологии, состоящих под государственной охраной, главнейшим из которых является ансамбль Московского Кремля.

Обилие и сконцентрированность на исследуемой территории памятников истории и культуры уже само по себе делает ее привлекательной для организации здесь ТРЗ. Однако для организации туристической пешеходной зоны необходимо не только обеспечить показ зрителю каждого памятника в отдельности, но и создать условия, позволяющие ему стать активным участником архитектурного зрелища Москвы - русского города с неповторимыми по своей живописности и глубине многоплановыми композициями городских пространств, неотделимых от природного ландшафта.

Местоположение центрального ядра города, возникшего в древности из небольшого торгово-промышленного поселения, не только сохранялось на протяжении столетий, но подчеркивалось и развивалось. Безусловно, вершина высокого Боровицкого холма отличалась не только удобным стратегическим положением, но и необыкновенной живописностью. Визуально город был весь обращен к Москве-реке и ее притокам. Главным художественным элементом пространственной организации этого города, вокруг которого выросла сегодняшняя Москва, являлся "прозор" - вид, система визуальных связей всех его компонентов, отчетливая обозримость, открытость и благоприятные условия созерцания. Это, свойственное русскому человеку, особенное "пространствопонимание" легло в основу пространственно-планировочной организации Москвы и сохранялось на всех этапах формирования ее неповторимого архитектурно-художественного облика.

Укрепленная цитадель древнего поселения, со временем превратившаяся в Кремль, уже на самых ранних этапах формирования города являлась его главным композиционно-планировочным центром. От нее, художественно отзываясь на малейшие изменения холмистого рельефа и постепенно растворяясь в сельском окружении пригородных лесов и полей, во все стороны расходились дороги, позднее составившие основу структуры уличной сети Москвы. Окружавшие город подгородные села и монастыри были включены в единую пространственно-видовую систему города. Они образовали вокруг Москвы пояс важных пунктов, определивших в дальнейшем ход ее развития.

Превращение в XIV веке Москвы в столицу государства, средоточие здесь политической и церковной власти, самым активным образом отразилось в архитектурно-художественном воплощении символов этой власти и нового значения города. Ансамбль Московского Кремля с каменными соборами, возведенными итальянскими зодчими по заказу Ивана III, навсегда закрепил за собой главное место в архитектурном зрелище Москвы. Его мощный по своей выразительности силуэт, дополненный укреплениями Китай-города, был окружен низкой застройкой посада, слобод и подгородных сел, казавшейся распластанной по холмистому живописному рельефу. То тут, то там, подчеркивая наиболее выразительные места природного ландшафта, поднимались вертикали посадских, слободских и монастырских храмов.

Благодаря тому, что застройка города была невысокой, а улицы, подводящие к центру, расположены выше по рельефу, едва ли не с каждой дороги открывалось внушительное зрелище огромной двойной крепости.

Такая композиционная структура сохранялась до середины XIX столетия. Улицы города спрямлялись, регулировались, расширялись, плацдармы вокруг Кремля и Китай-города превратились в площади - торговые и административно-деловые центры, сами сооружения и пространства наполнялись иным смыслом, но Кремль по-прежнему оставался центральным ядром композиции города и ключевым элементом его архитектурного зрелища.

Композиционно-ландшафтный анализ исследуемой территории в первую очередь определил критерии оценки. За основу был взят образ города, который является, прежде всего, запечатленной в городском пространстве культурной моделью той или иной эпохи.

В основе каждой такой культурной модели лежат образы-символы. Например, во времена Московского царства образ города с величественными кремлевскими храмами, живописными монастырскими и приходскими церковными ансамблями, символизировал образ небесного Иерусалима, архитектурно выражая при этом политическую идею "Москва - Третий Рим". В эпоху классицизма в организации городского пространства была реализована просветительская культурная модель. Согласно ее идеалам, признававшим особую ценность в исполнении законов, образовании и культурном просвещении, в Кремле строится величественное здание Сената, на центральных площадях появляются здания университета, дворянского собрания и т.п. Строительство на берегу Москвы-реки Храма Христа Спасителя - символа новой государственной идеи: "Православие - самодержавие - народность" - внесло существенные изменения в облик древней столицы. Мощное, грандиозное сооружение по своим масштабам явилось серьезным соперником древнему ансамблю Кремля, претендуя на ключевое положение в объемно-пространственной композиции города. Эпоха расцвета советского строя также оставила заметный след в образе города, пополнившегося крупномасштабными сооружениями типа высотных зданий или Госплана, выражавших своим обликом мощь молодого государства.

В соответствии с этим критерии градоформирующей значимости элементов композиции учитывают не только художественный и градостроительный аспекты, где важны масштабы сооружения и его расположение в ландшафте, но и символический аспект, благодаря которому и небольшое по размеру сооружение может занимать главенствующее место в композиции (например, Мавзолей на Красной площади).

Параллельно со зданиями-символами выделены ключевые объекты композиции - здания, которые на каждом этапе развития города обеспечивали, с одной стороны, преемственность в развитии города, с другой - развивают градостроительную тему, заложенную в ансамбле центра Москвы. Рассматривая композицию как некую иерархию объемов и пространств, вслед за выделением ключевых объемов определены связанные с ними и ориентированные на них городские пространства (зоны непосредственной видимости ключевых элементов композиции).

Ключевой элемент вносит в композицию города новое качество. Оно соответствует основополагающим, традиционным особенностям, присущим национальному градостроительству.

Следующими за ключевыми объектами в композиционной иерархии считаются ведущие элементы композиции, формирующие городской силуэт и систему центральных пространств. Ведущие элементы обязательно должны находиться во взаимосвязи с ключевыми объектами, иначе, выпадая из общего композиционного замысла, они превращаются в дисгармоничные. Также как и ключевые сооружения, ведущие элементы связаны с ориентированными на них городскими пространствами (зоны непосредственной видимости ведущих сооружений ансамбля центральных площадей и периферийных высотных ориентиров).

Наряду с системой центральных городских пространств и ведущих элементов композиции существуют локальные композиционные акценты, пространственно организующие группу кварталов, либо отдельный участок ландшафта. В каждой части города существует своя система локальных композиционных акцентов, но ее обязательным качеством также является тесная взаимосвязь с ключевыми и ведущими элементами композиции.