Подготовка учений включает в себя:
- определение исходных данных;
- разработку документов;
- подготовку участников учения;
- подготовку мест проведения учения;
- материальное и техническое обеспечение учения;
- контроль и оказание помощи обучаемым.
Определение исходных данных
Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки. Определение этих данных детально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, степени: подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов, а также материалов предыдущих проверок и проведения учений.
Тема учения, если она не определена в плане основных мероприятий округа (района) по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения. Она может предусматривать отработку вопросов, связанных с функционированием объекта при угрозе и возникновении ЧС от источников чрезвычайных ситуаций, расположенных за его пределами, а также стихийных бедствий, катастроф. Например: "Обеспечение защиты персонала и устойчивого функционирования объекта в условиях возникновения в Москве ЧС (указывается характер ЧС) при ликвидации ее последствий".
Тема может охватывать вопросы функционирования объекта в условиях, когда источниками ЧС являются аварии и катастрофы, возникшие только на данном предприятии. Например: "Обеспечение устойчивого функционирования объекта при возникновении аварий и катастроф в подведомственном хозяйстве, а также при ликвидации их последствий".
Возможна постановка темы, объединяющей содержание двух предыдущих вариантов. Например: "Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе".
Формулировка темы может быть направлена не только на решение объектом всего комплекса задач в обстановке ЧС, но и локальных. Например: "Организация защиты персонала объекта при возникновении ЧС (указывается вид ЧС)" или "Организация функционирования объекта в условиях нарушения электроснабжения (водоснабжения, подачи топлива, ГСМ и т.п.)".
Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участников. Количество учебных целей должно быть ограничено. Это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в замысле учения, плане его проведения и других документах.
Цели подразделяются на учебные и контрольные, они могут быть общими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.
Общими целями, например, могут быть:
- совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования объекта экономики в ЧС;
- проверить готовность руководства объекта, КЧС, штаба ГО к действиям в ЧС;
- оценить полноту и реальность плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- оценить эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;
- дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для персонала объекта и принятии решений на обеспечение продолжения производственной деятельности объекта в условиях сложившейся обстановки.
Частными целями, например, могут быть:
- дать практику руководящему составу в принятии решений на защиту персонала объекта в условиях ЧС;
- проверить систему оповещения объекта об угрозе возникновения ЧС.
Учения проводятся, как правило, в два-три этапа.
Этап - это часть учения, включающая определенный период обстановки, в условиях которой обучаемые отрабатывают группу вопросов темы.
Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.