Проведение учения с отработкой задач ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является наиболее сложным и ответственным этапом в работе руководителя учения, его заместителей, штаба руководства, посреднического аппарата и обучаемых.
Основным содержанием и методами работы должностных лиц руководства и посредников в ходе учения являются:
- личное изучение стиля и методов работы обучаемых в ходе учения;
- заслушивание кратких докладов обучаемых;
- изучение отработанных документов;
- проверка качества и эффективности выполняемых на учении практических мероприятий;
- оказание помощи обучаемым в выполнении функциональных обязанностей, обобщение информации о положительных результатах и недостатках в работе в ходе учения.
При изучении методов работы обучаемых обращается внимание на слаженность и согласованность в работе между структурными звеньями ГО, территориальной подсистемы МГСЧС, оценку обстановки, принятие и объявление решений и распоряжений.
В ходе изучения отработанных документов проверяется и оценивается их реальность, соответствие нормативным документам и обстановке (наглядность и культура исполнения).
Практические мероприятия должны учитываться и хронометрироваться, обобщенный опыт использоваться в исследовательских целях, а также для корректировки планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Розыгрыш хода учения осуществляется на основе плана его проведения, в соответствии с принимаемыми решениями и отдаваемыми распоряжениями обучаемым. Штаб руководства с учетом анализа этих решений и распоряжений разрабатывает и докладывает руководителю предложения по дальнейшему наращиванию обстановки.
Наращивание обстановки осуществляется таким образом, чтобы она вынуждала обучаемых реагировать на ее изменения принятием новых или уточнением ранее принятых решений, документальным их отражением, постановкой или уточнением задач подчиненным, проведением практических мероприятий и завершалась контролем исполнения.
Обстановка наращивается непрерывно, круглосуточно, в реальном масштабе времени, т.е. методом "час за час" и методом оперативных скачков и пауз.
При резких изменениях обстановки после оперативного скачка обучаемым предоставляется время, необходимое для ее уяснения и оценки, принятия решения, постановки задач подведомственным организациям, а также организации их выполнения. В необходимых случаях руководство учением уточняет обучаемым ранее поставленные задачи или ставит дополнительные с целью приближения деятельности органов управления, действий привлекаемых на учения сил к реальным условиям обстановки. При этом применяется передача учебных сигналов и распоряжений на выполнение мероприятий по ликвидации радиоактивного, химического или бактериологического (биологического) загрязнения (заражения), устранению (обходу) препятствий и преград на путях эвакуации населения, выдвижения сил в районы их действий; введение ограничений на использование сил, транспорта и другой техники и т.д.
Руководитель, его заместители, помощники и посредники в ходе розыгрыша находятся с обучаемыми там, где решаются главные вопросы учения, осуществляют контроль и оценивают действия обучаемых.
Комплексное применение форм и методов работы руководства учения с учетом подготовленности обучаемых и решаемых ими задач является непременным методическим требованием к проведению учения, позволяет более глубоко и всесторонне отработать учебные вопросы участниками учения, достигнуть положительных результатов в их обучении и, в конечном счете, определить истинное состояние дел в каждом звене обучаемых, сделать конкретные выводы и наметить мероприятия, направленные на совершенствование готовности ГО, территориальной подсистемы МГСЧС к выполнению задач по предназначению.
В целях обеспечения общего порядка, усиления охраны, регулирования движения и соблюдения мep безопасности в ходе учения штабом руководства организуется комендантская служба на городских и запасных пунктах управления, а также на маршрутах выдвижения. Для несения комендантской службы привлекаются подразделения, формирования службы охраны общественного порядка. В отдельных случаях по согласованию с органами внутренних дел могут привлекаться для этих целей подразделения милиции и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности в обучении и сосредоточения усилий на решение главных вопросов проведение учений планируется по этапам.
На первом этапе учения отрабатываются вопросы приведения органов управления ГО, территориальной подсистемы МГСЧС, сил и средств в различные степени готовности ГО (режимы функционирования МГСЧС). При этом руководство учением контролирует время прохождения сигналов (распоряжений) до различных инстанций обучаемых; оповещение и сбор руководящего состава органов управления, объектов экономики и организаций; работу комиссий по чрезвычайным ситуациям, органов управления ГОЧС, эвакоорганов, а также развертывание пунктов управления, организацию круглосуточного дежурства руководящего состава на них.
Особое внимание руководство учением уделяет вопросам развертывания системы управления, оповещения и связи; организации и осуществления практических мероприятий по защите населения и территорий; повышения устойчивости работы отраслей и объектов экономики, хранения и перевозки АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ; подготовки к ликвидации последствий возможных аварий на радиационно- и химически опасных объектах; приведения в готовность установленным порядком формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При отработке вопросов, связанных с проведением мероприятий по защите населения и территорий, руководство учением и посредники проверяют реальность планов укрытия населения в защитных сооружениях, обеспечения средствами индивидуальной и медицинской защиты, подготовки к быстрой и организованной эвакуации, и также приведения сил в готовность к выполнению возложенных на них задач.
С формированиями, привлеченными на учение, отрабатываются вопросы функциональной готовности; подготовки к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечения безопасности и защиты личного состава при действиях в условиях заражения, разрушений, пожаров, затоплений; умения проводить работы по спасению людей, ликвидации вторичных очагов поражения.
Всю работу обучаемых руководство учением и посреднический аппарат строят таким образом, чтобы в результате выполнения задач первого этапа были проработаны подготовительные мероприятия по введению планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по приведению в готовность системы управления; по повышению устойчивости объектов экономики и организаций к работе в чрезвычайных ситуациях; по подготовке сил и средств ГО, территориальной подсистемы МГСЧС к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по подготовке к организованному проведению эвакуации населения.
На втором этапе учения отрабатываются вопросы управления силами и средствами в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отработка учебных вопросов этого этапа начинается с момента вручения вводной о чрезвычайной ситуации.
Основное внимание обращается на проведение мероприятий по наращиванию готовности сил и средств, повышению устойчивости функционирования объектов экономики, развертыванию в полном объеме органов управления ГО, подсистемы МГСЧС, проведению всех видов разведки, организации проведения АСДНР, проведению эвакуации (временного отселения) населения.