Командно-штабные (КШУ), штабные учения (ШУ)* в административных округах и районах г.Москвы с отработкой вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны (ГО), вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов, специально уполномоченных для решения задач ГОЧС округов и районов**, комиссий по ЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
________________
* В дальнейшем командно-штабные, штабные учения в административных округах и районах г.Москвы будут именоваться "учения".
** В дальнейшем органы, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в округах и районах г.Москвы, будут именоваться "органы управления ГОЧС".
Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории округа в результате техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время.
Учения проводятся на местности, на объектах экономики или на картах, планах г.Москвы, округа, объектов с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации ЧС.
Основными целями проведения учений являются:
- совершенствование практических навыков руководящего состава ГО округов и районов, комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС и сил в решении вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в мирное и военное время;
- достижение согласованности в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления г.Москвы, органов управления ГОЧС, руководителей объектов экономики и организаций при выполнении мероприятий ГО, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
- проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования округов, районов города, объектов экономики, сил и средств ГО, Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (МГСЧС);
- исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
По количеству уровней территориальной подсистемы МГСЧС, привлекаемых на учения, они могут разделяться на одностепенные и многостепенные.
На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного уровня управления ГО, подсистемы МГСЧС, например, окружного.
На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более уровней управления ГО и МГСЧС, например, окружного, районного и объектового.
В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, определения готовности сил и средств к выполнению задач на учения могут привлекаться окружные и районные службы ГО, гражданские организации ГО; силы территориальной подсистемы МГСЧС для проведения с ними комплексных и тактико-специальных учений.
По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские.
Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.
Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.
Опытно-исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения и территорий округа, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и организаций, приемов ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР), совершенствования методов управления, вопросов связи и оповещения.
В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (загородных) и подвижных пунктах управления.
При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболее эффективных способов решения задач могут проводиться опытно-исследовательские учения или в ходе командно-штабных учений могут проводиться исследования отдельных вопросов.
Командно-штабные учения проводятся с руководящим составом ГО или МГСЧС (в зависимости от выбранной темы), органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, руководящим составом территориальных служб ГО с целью совершенствования навыков в руководстве организации и проведении мероприятий ГО, ликвидации ЧС мирного времени.
Штабные учения проводятся с оперативными (специальными) группами органов исполнительной власти, местного самоуправления, с органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, штабами территориальных служб ГО, пунктами управления и узлами связи с целью совершенствования организации и проведения мероприятий ГО, ликвидации ЧС, форм и методов управления при проведении аврийно-спасательных и других неотложных работ, отработки документов, обеспечивающих устойчивое управление органами, силами и средствами ГОЧС.
Требования, предъявляемые к организации и проведению учений
Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий МЧС России, г.Москвы, административных округов и районов г.Москвы, а также указаниями соответствующих должностных лиц.