Эффективность социально-экономических и экологических последствий реализации Программы оценивается путем расчета снижения экологического ущерба, наносимого обществу и окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами. В первую очередь такой подход связан с тем, что выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами является главным фактором ухудшения экологической ситуации в городе, в значительной степени определяющим масштабы воздействия автомобильного транспорта на здоровье население и окружающую среду.
Немаловажное значение имеет также наличие утвержденных и рекомендованных к использованию методов расчета выброса загрязняющих веществ автотранспортными средствами и экологического ущерба, вызванного загрязнением атмосферного воздуха. Отсутствие подобных методов оценки по другим видам негативного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и окружающую среду не позволило провести комплексную оценку экологического ущерба, вызванного автотранспортной деятельностью, и определило тот факт, что оценка эффективности Программы проводилась только в отношении ее наиболее значимого экологического результата - снижения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами.
В качестве базового значения был принят экологический ущерб, вызванный загрязнением атмосферного воздуха автотранспортными средствами в 2000 году. Исходные данные, характеризующие состояние парка автомобильного транспорта в 2000 году и используемые в последующих расчетах, определялись на основе статистической отчетности ГИБДД ГУВД г.Москвы. К основным из них относятся:
- численность парка автотранспортных средств (на 01.01.2001) - 2071019 легковых автомобилей, 207449 грузовых автомобилей, 39680 автобусов;
- экологические характеристики автотранспортных средств (доля автотранспортных средств, соответствующих требованиям Евро-1, составляет менее 20%); - структура парка грузовых автомобилей (грузовые автомобили грузоподъемностью менее 3 тонн составляют 25% парка, от 3 до 6 тонн - 60% и более 6 тонн - 15%);
- структура топливопотребления (легковые автомобили с бензиновыми двигателями составляют 94% парка легковых автомобилей, с дизелями - 1%; грузовые автомобили/автобусы с бензиновыми двигателями - 60%/24%, с дизелями - 38%/75%; с газовыми двигателями - 2%/1%);
- государственный экологический контроль охватывает около 90% парка автотранспортных средств.
Тенденции развития автопарка
Годы | Численность, ед. | |||
2000 | 2200000 | |||
2005 | 2500000 | |||
2010 | 2800000 |
К 2005 году по прогнозным оценкам численность автомобильного парка Москвы возрастет на 12-15% и приблизится к 2,5 млн. единиц (без учета иногородних транспортных средств). При этом численность легковых автомобилей увеличится на 13-16%, грузовых - на 5-6%, автобусов - на 2-3%. К 2010 году ожидается дальнейшее увеличение численности автомобильного парка до 2,8 млн. единиц.
Для расчета экологического ущерба от выброса вредных веществ автотранспортом города были использованы исходные данные ГНЦ НАМИ (табл.5).
Таблица 5
Тип автомобиля | Топливо | Годовой пробег, км | Средние выбросы вредных веществ г/км | |||
СО | СН | NОх | Тв.ч. | |||
Легковые | бензин | 16000 | 16 | 3,5 | 2 | 0 |
Грузовые | бензин | 40000 | 84 | 13 | 8 | 0 |
Грузовые | дизельное | 40000 | 9,5 | 3,5 | 16 | 0,6 |
Автобус | бензин | 54000 | 84 | 13 | 8 | 0 |
Автобус | дизельное | 54000 | 9,5 | 3,5 | 16 | 0,6 |
Объемы среднесуточных выбросов основных компонентов вредных веществ различных видов транспорта города Москвы в 2001 году представлены в табл.6.
Таблица 6
Тип автомобиля | Среднесуточный валовой выброс т/сутки | ||||
СО | СхНх | NОх | Тверд.част. | Итого по видам тр-та | |
Легковые | 1382 | 268,7 | 142,4 | - | 1793,1 |
Грузовые | 471,5 | 50,3 | 109,3 | 4,8 | 635,9 |
Автобусы | 254,3 | 38,4 | 96,7 | 6,2 | 395,6 |
Итого по компонентам | 2107,8 | 357,4 | 348,4 | 11,0 | 2824,6 |
Прогнозные оценки выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами на конец 2005 года без учета и с учетом результатов реализации Программы приведены в табл.7
Таблица 7