Недействующий

О Городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.03.2015 N 90-ПП)

VII. Оценка эффективности, социально-экономических
 и экологических последствий от реализации Программы


Эффективность социально-экономических и экологических последствий реализации Программы оценивается путем расчета снижения экологического ущерба, наносимого обществу и окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами. В первую очередь такой подход связан с тем, что выброс загрязняющих веществ автотранспортными средствами является главным фактором ухудшения экологической ситуации в городе, в значительной степени определяющим масштабы воздействия автомобильного транспорта на здоровье население и окружающую среду.

Немаловажное значение имеет также наличие утвержденных и рекомендованных к использованию методов расчета выброса загрязняющих веществ автотранспортными средствами и экологического ущерба, вызванного загрязнением атмосферного воздуха. Отсутствие подобных методов оценки по другим видам негативного воздействия автомобильного транспорта на здоровье населения и окружающую среду не позволило провести комплексную оценку экологического ущерба, вызванного автотранспортной деятельностью, и определило тот факт, что оценка эффективности Программы проводилась только в отношении ее наиболее значимого экологического результата - снижения загрязнения атмосферного воздуха автотранспортными средствами.

В качестве базового значения был принят экологический ущерб, вызванный загрязнением атмосферного воздуха автотранспортными средствами в 2000 году. Исходные данные, характеризующие состояние парка автомобильного транспорта в 2000 году и используемые в последующих расчетах, определялись на основе статистической отчетности ГИБДД ГУВД г.Москвы. К основным из них относятся:

- численность парка автотранспортных средств (на 01.01.2001) - 2071019 легковых автомобилей, 207449 грузовых автомобилей, 39680 автобусов;

- экологические характеристики автотранспортных средств (доля автотранспортных средств, соответствующих требованиям Евро-1, составляет менее 20%); - структура парка грузовых автомобилей (грузовые автомобили грузоподъемностью менее 3 тонн составляют 25% парка, от 3 до 6 тонн - 60% и более 6 тонн - 15%);

- структура топливопотребления (легковые автомобили с бензиновыми двигателями составляют 94% парка легковых автомобилей, с дизелями - 1%; грузовые автомобили/автобусы с бензиновыми двигателями - 60%/24%, с дизелями - 38%/75%; с газовыми двигателями - 2%/1%);

- государственный экологический контроль охватывает около 90% парка автотранспортных средств.

Тенденции развития автопарка

Годы

Численность, ед.

2000

2200000

2005

2500000

2010

2800000



К 2005 году по прогнозным оценкам численность автомобильного парка Москвы возрастет на 12-15% и приблизится к 2,5 млн. единиц (без учета иногородних транспортных средств). При этом численность легковых автомобилей увеличится на 13-16%, грузовых - на 5-6%, автобусов - на 2-3%. К 2010 году ожидается дальнейшее увеличение численности автомобильного парка до 2,8 млн. единиц.

Для расчета экологического ущерба от выброса вредных веществ автотранспортом города были использованы исходные данные ГНЦ НАМИ (табл.5).

Таблица 5

Тип автомобиля

Топливо

Годовой пробег, км

Средние выбросы вредных веществ г/км

СО

СН

NОх

Тв.ч.

Легковые

бензин

16000

16

3,5

2

0

Грузовые

бензин

40000

84

13

8

0

Грузовые

дизельное

40000

9,5

3,5

16

0,6

Автобус

бензин

54000

84

13

8

0

Автобус

дизельное

54000

9,5

3,5

16

0,6



Объемы среднесуточных выбросов основных компонентов вредных веществ различных видов транспорта города Москвы в 2001 году представлены в табл.6.

Таблица 6

Тип автомобиля

Среднесуточный валовой выброс т/сутки

СО

СхНх

NОх

Тверд.част.

Итого по видам тр-та

Легковые

1382

268,7

142,4

-

1793,1

Грузовые

471,5

50,3

109,3

4,8

635,9

Автобусы

254,3

38,4

96,7

6,2

395,6

Итого по компонентам

2107,8

357,4

348,4

11,0

2824,6



Прогнозные оценки выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами на конец 2005 года без учета и с учетом результатов реализации Программы приведены в табл.7

Таблица 7