Недействующий

О Городской целевой программе использования альтернативных видов моторного топлива на автомобильном транспорте города на 2002-2004 годы (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 03.03.2015 N 90-ПП)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает в среднем 43%, в выбросах "климатических" газов - порядка 10%, в массе промышленных отходов - 2%, в сбросах вредных веществ со сточными водами - около 3%, в потреблении озоноразрушающих веществ - не более 5%. Доля автотранспорта Москвы в загрязнении атмосферного воздуха достигает 85-90%.

Наибольшая доля этого ущерба (до 60%) связана с перевозкой пассажиров легковыми автомобилями. На перевозки грузов автотранспортом приходится 26,5% экологического ущерба, а на автобусные перевозки - 13,5%.

Основную массу выбросов вредных веществ от автотранспорта составляют: оксид углерода, углеводороды и оксиды азота. Однако, для здоровья населения наибольшую опасность представляют выбросы автотранспортом канцерогенных веществ (сажа, бензол, свинец, 1,3-бутадиен) и опасных органических веществ (формальдегид, акролеин, толуол, ксилолы).

На территории Москвы, где запрещено использование этилированных бензинов, до 70% ущерба здоровью населения связано с выбросами акролеина, оксидов азота и формальдегида, значительный вред наносят выбросы сажевых частиц, бензола, толуола и других органических веществ.

В структуре ущерба окружающей среде и здоровью населения от выбросов автотранспорта в городах 9 веществ определяют 95% суммарного ущерба: оксиды азота (44,5%), свинец (21%), акролеин (7,5%), сажа (7,4%), оксид углерода (6%), диоксид серы (3,4%), формальдегид (2,8%), бенз(а)пирен (1,3%), ацетальдегид (1,1%).

Общими социально-экономическими причинами, способствующими ухудшению экологической ситуации в связи с функционированием автотранспорта, являются:

- низкий рейтинг экологических проблем среди приоритетов государственного управления в условиях сложной социально-экономической обстановки и вследствие этого крайняя ограниченность бюджетных средств, выделяемых на решение экологических проблем на общегосударственном, региональном и городском уровнях;

- недостаточное осознание обществом серьезности экологических проблем на фоне других социальных проблем;

- недостаточный учет экологических требований в процессе принятия управленческих решений и, как следствие, отсутствие стимулов к развитию рынка "экологически чистой" продукции, услуг и работ экологической направленности;

- недостатки законодательной и нормативной правовой базы, несовершенство налоговой системы, отсутствие государственных гарантий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для притока в экономику средств, направляемых на решение в том числе и экологических проблем.

Перечисленное выше позволяет утверждать, что экологические проблемы в сфере автотранспортного комплекса могут быть кардинально решены только в контексте общего преодоления кризисных явлений в экономике и совершенствования управления автотранспортным комплексом в целом.

Эти же проблемы характерны для всех городов Российской Федерации. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 6133п-П12 "О национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-2003 годы" утверждены первоочередные мероприятия по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Значительная часть постановления посвящена решению экологических проблем транспорта.

Правительственные мероприятия разработаны во исполнение обязательств Декларации второй Европейской конференции по охране окружающей среды и здоровья населения и в значительной степени созвучны с тем, что предлагается в Московской Программе.

Основные положения и приложения Московской программы альтернативных видов моторных топлив направлены в Министерство транспорта и энергетики Российской Федерации для включения в проект Программы экологизации транспорта России.

Основной причиной ухудшающейся с каждым годом экологической ситуации в городах является непрерывный рост численности автомобильного парка (табл.1).

Структура и динамика численности автомобильного парка города Москвы
(по состоянию на 01.01 каждого года без учета мото- и автотракторной техники)

     
Таблица 1

По годам

Всего АТС

Из них:

грузовые

автобусы

легковые

в т.ч. индивидуальные

1

2

3

4

5

6

1985

652735

134603

22195

495937

458972

1988

705060

131211

21718

662131

514022

1991

884292

126637

21750

735905

697411

1993

1087274

137768

31470

918029

832946

1994

1301137

160804

36120

1104213

1010411

1995

1549183

180327

39303

1329553

1235032

1996

1729419

196062

42271

1491086

1470462

1997

1888432

201457

43838

1642137

1672711

1998

2017637

205191

43720

1766726

1691920

2001

2318148

207449

39680

2071019

1907586



Среди других причин, способствующих росту негативного воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды и здоровье населения, как в городах, так и в целом по стране, необходимо отметить низкие экологические характеристики отечественных автомобилей и моторных топлив.

Потребление моторных топлив автотранспортом города Москвы характеризуется следующими показателями (табл.2):

Структура и динамика потребления топлива автотранспортом Москвы

     
Таблица 2

По годам

Жидкое топливо

Газообразное топливо

Всего

Бензин

Дизельное

Пропан-бутан

Метан

тыс.т

тыс.т

тыс.т

тыс.т

экв.тыс.т

1987

1682,5

1425,0

257,5

71,6

0,10

1988

1690,9

1432,2

258,7

85,7

0,20

1989

1686,2

1449,7

236,5

100,7

0,22

1990

1775,8

1546,6

229,2

70,6

0,21

1991

1860,1

1628,0

232,1

64,0

0,17

1992

1553,9

1376,7

177,2

49,5

0,10

1993

1816,0

1606,0

210,0

46,8

0, 60

1997

3600,0

2700,0

900,0

27,0

0,82

1998

3783,0

2754,0

1029,0

30,0

0,90

1999

4150,0

2800,0

1350,0

71,0

1,04

2000

4150,0

2850,0

1300,0

100,0

2,48