В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом и "омоложением" подростковой преступности. Необходимо осознать, что складывающаяся ситуация создается за счет недостатка внимания к процессам, протекающим в детской и молодежной среде в связи с радикальными изменениями в различных областях жизнедеятельности: экономической, политической, социальной и др. Указанные изменения неизбежно порождают дисгармонию в существовании базовых институтов общества, прежде всего таких как семья.
Наряду с детской (подростковой) преступностью растет и степень опасности, которой подвергается ребенок в нашем обществе, поскольку криминальная среда не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь несовершеннолетнего в преступный мир, прикрывая себя перед судом недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка (несовершеннолетнего). Как следствие этого, резко растет детская и подростковая преступность, употребление наркотиков среди несовершеннолетних. И подавляющее большинство асоциальных и антисоциальных действий совершается подростками, имеющими в той или иной степени проблемы в связи с употреблением наркотических веществ.
Согласно информации, изложенной в тексте государственного доклада Министерства труда и социального развития Российской Федерации за 1998 год "О положении детей в Российской Федерации", рост преступности в 1998 году по сравнению с 1997 годом составил 9,6%. По данным 2-го периодического государственного доклада Российской Федерации "О реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах", количество совершенных подростками преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой или сбытом наркотических средств, за указанный период (1993-1997 годы) возросло в 2,8 раза (с 1,9 до 5,5 тыс. случаев); за преступления, связанные с наркотиками, только в 1996 году осуждено 2945 подростков. Для сравнения: в 1993 году эта цифра составляла 1213 человек.
Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.
Степень внимания, которое должно быть уделено проблемам молодежи, является очень высокой, поскольку это наше будущее. И очевидно, что одно из центральных мест в работе по улучшению криминогенной ситуации занимает реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних - воссоздание ювенального суда широкой юрисдикции.
Для всех очевиден тот факт, что ребенок должен посещать детского врача - педиатра. Это продиктовано существенными особенностями физического состояния и развития детского организма. Подобно этому ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особым судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах.
Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.
Таким образом, необходимо ввести в судебную систему России такое понятие как ювенальный суд.
Понятие ювенального суда может быть введено путем принятия предлагаемого проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует и из международных правовых норм, прежде всего, Конвенции о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила", пункт 2.3).
В заключении Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года в частности сказано:
"6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов."
Возможность расширения списка специальных судов, существующих в российской судебной системе, заложена в части 3 статьи 4, а также в статье 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".
Следует особо отметить, что сам факт внесения ювенальных судов в качестве специальных в российскую судебную систему не повлечет за собой немедленной необходимости в выделении значительных финансовых и материальных ресурсов (здания, помещения, штаты и пр.). В ближайшие годы основными государственными расходами должны стать расходы на акцентированную образовательную и методико-практическую подготовку специализированных судей (ювенальных судей), которые в системе воссоздаваемой ювенальной юстиции будут заняты только и исключительно делами с участием несовершеннолетних.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2000 год в качестве очередных задач бюджетной политики предусмотрено, что "за счет ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему". Следовательно, возможность решать проблему образовательной подготовки соответствующим образом специализированных кадров и поддержку судебной системы реально совместить путем усилий по обучению именно той части судейского корпуса, которая и так в основном рассматривает дела, связанные с проблемами несовершеннолетних.
Необходимость специализированных образовательных мер для российских судей в области психолого-педагогической и социальной подготовки зафиксирована также в решении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2000 года.
Необходимость развития специализации судов, включая создание ювенальной юстиции, была отмечена в ходе парламентских слушаний "Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации", которые состоялись в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 6 февраля 2001 года.
Создание ювенальных судов предусмотрено и в подготовленном Верховным Судом Российской Федерации проекте основных подходов к формированию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы.
Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, а также государственных органов и комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы