Недействующий

     

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 декабря 2001 года N 313


О законодательной инициативе Московской городской Думы "О проекте Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Московской городской Думы от 21 сентября 2011 года N 245
____________________________________________________________________


В целях защиты прав несовершеннолетних, Московская городская Дума

постановляет:

1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

2. Поручить представление указанного проекта Федерального конституционного закона на всех этапах его рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации депутату Московской городской Думы Балашову Е.Б.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на депутата Балашова Е.Б.

Председатель Московской
городской Думы
В.М.Платонов

     

Вносится Московской
городской Думой
Депутат Балашов Е.Б.


Проект

     
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"

     

Статья 1


Дополнить Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" статьей 22-1 следующего содержания:

"Статья 22-1. Ювенальные суды

1. В целях защиты прав несовершеннолетних по территориальному принципу создаются ювенальные суды.

2. Ювенальные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела, одним из участников которых являются несовершеннолетние, в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются федеральным законом."

Статья 2


Дополнить часть 1 статьи 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" после слов "1. Специализированные федеральные суды по рассмотрению" словом "уголовных,".

Статья 3


Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.В.Путин

     

Москва, Кремль
"___" ___________2002 года
N _______

     

Приложение 1
к проекту Федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"

     
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации,
отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие проекта
Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"


Предлагаемый законопроект предполагает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство в части федеральных конституционных законов, в частности, Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Приложение 2
к проекту Федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"

     
Справка
о состоянии законодательства Российской Федерации, касающегося проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ  "О судебной системе Российской Федерации"


В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Приложение 3
к проекту Федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"

     
Предложение
по разработке нормативных правовых актов, принятия которых потребует принятие проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"


В связи с тем, что предлагаемый законопроект предполагает внесение дополнений в действующее законодательство, потребуется разработка и принятие других нормативных актов, в частности, Федерального конституционного закона "О ювенальных судах Российской Федерации".

Приложение 4
к проекту Федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон
от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ
"О судебной системе Российской Федерации"

     
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"


Предлагаемые изменения законодательства не затрагивают экономические отношения и финансово-экономического обоснования не требуют, так как сама по себе возможность введения в Российской Федерации ювенальных судов не означает немедленное их учреждение, следовательно, не повлечет за собой расходов федерального бюджета. Учредить ювенальные суды можно будет только после принятия другого Федерального конституционного закона - "О ювенальных судах Российской Федерации", но этот последний можно будет начать разрабатывать лишь после внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации".

Пояснительная записка
к проекту Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"


В настоящее время чрезвычайную остроту приобретают проблемы, связанные с заметным ростом и "омоложением" подростковой преступности. Необходимо осознать, что складывающаяся ситуация создается за счет недостатка внимания к процессам, протекающим в детской и молодежной среде в связи с радикальными изменениями в различных областях жизнедеятельности: экономической, политической, социальной и др. Указанные изменения неизбежно порождают дисгармонию в существовании базовых институтов общества, прежде всего таких как семья.

Наряду с детской (подростковой) преступностью растет и степень опасности, которой подвергается ребенок в нашем обществе, поскольку криминальная среда не только угрожает ему сама по себе, но и стремится вовлечь несовершеннолетнего в преступный мир, прикрывая себя перед судом недееспособностью или ограниченной дееспособностью ребенка (несовершеннолетнего). Как следствие этого, резко растет детская и подростковая преступность, употребление наркотиков среди несовершеннолетних. И подавляющее большинство асоциальных и антисоциальных действий совершается подростками, имеющими в той или иной степени проблемы в связи с употреблением наркотических веществ.

Согласно информации, изложенной в тексте государственного доклада Министерства труда и социального развития Российской Федерации за 1998 год "О положении детей в Российской Федерации", рост преступности в 1998 году по сравнению с 1997 годом составил 9,6%. По данным 2-го периодического государственного доклада Российской Федерации "О реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1993-1997 годах", количество совершенных подростками преступлений, связанных с приобретением, хранением, перевозкой или сбытом наркотических средств, за указанный период (1993-1997 годы) возросло в 2,8 раза (с 1,9 до 5,5 тыс. случаев); за преступления, связанные с наркотиками, только в 1996 году осуждено 2945 подростков. Для сравнения: в 1993 году эта цифра составляла 1213 человек.

Современная судебная система должна рассматривать ребенка, совершившего правонарушение или преступление, прежде всего не как объект репрессий, а как субъект реабилитации.

Степень внимания, которое должно быть уделено проблемам молодежи, является очень высокой, поскольку это наше будущее. И очевидно, что одно из центральных мест в работе по улучшению криминогенной ситуации занимает реформирование судопроизводства по делам несовершеннолетних - воссоздание ювенального суда широкой юрисдикции.

Для всех очевиден тот факт, что ребенок должен посещать детского врача - педиатра. Это продиктовано существенными особенностями физического состояния и развития детского организма. Подобно этому ребенок должен иметь право на рассмотрение его дела особым судьей - ювенальным, который специально подготовлен для рассмотрения дел несовершеннолетних и специализируется только на таких делах.

Дореволюционная Россия была одним из первых государств, внедривших ювенальные суды (1910 год). В свое время эта система считалась одной из наиболее передовых.

Таким образом, необходимо ввести в судебную систему России такое понятие как ювенальный суд.

Понятие ювенального суда может быть введено путем принятия предлагаемого проекта Федерального конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Необходимость реформирования российской судебной системы в отношении несовершеннолетних следует и из международных правовых норм, прежде всего, Конвенции о правах ребенка (часть 3 статьи 40) и Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила", пункт 2.3).

В заключении Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 года в частности сказано:

"6. Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, защиты детей от порнографии, защиты детей от всех видов насилия и злоупотребления, включая насилие в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов."

Возможность расширения списка специальных судов, существующих в российской судебной системе, заложена в части 3 статьи 4, а также в статье 26 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

Следует особо отметить, что сам факт внесения ювенальных судов в качестве специальных в российскую судебную систему не повлечет за собой немедленной необходимости в выделении значительных финансовых и материальных ресурсов (здания, помещения, штаты и пр.). В ближайшие годы основными государственными расходами должны стать расходы на акцентированную образовательную и методико-практическую подготовку специализированных судей (ювенальных судей), которые в системе воссоздаваемой ювенальной юстиции будут заняты только и исключительно делами с участием несовершеннолетних.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2000 год в качестве очередных задач бюджетной политики предусмотрено, что "за счет ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему". Следовательно, возможность решать проблему образовательной подготовки соответствующим образом специализированных кадров и поддержку судебной системы реально совместить путем усилий по обучению именно той части судейского корпуса, которая и так в основном рассматривает дела, связанные с проблемами несовершеннолетних.

Необходимость специализированных образовательных мер для российских судей в области психолого-педагогической и социальной подготовки зафиксирована также в решении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2000 года.

Необходимость развития специализации судов, включая создание ювенальной юстиции, была отмечена в ходе парламентских слушаний "Законодательное регулирование вопросов, связанных с осуществлением судебной реформы в Российской Федерации", которые состоялись в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 6 февраля 2001 года.

Создание ювенальных судов предусмотрено и в подготовленном Верховным Судом Российской Федерации проекте основных подходов к формированию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы.

Законопроект доработан с учетом замечаний Правительства Российской Федерации, а также государственных органов и комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»