Проект Федерального закона направлен на устранение пробела в правовом регулировании отношений, возникающих при реализации гражданами права на приобретение в собственность бесплатно занимаемых жилых помещений в коммунальных квартирах. Этот пробел возник в результате признания Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ограничивающих право граждан на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года N 25-П).
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации сказано, что "граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире".
Концепция законопроекта заключается в законодательном закреплении права граждан Российской Федерации приватизировать занимаемые ими изолированные жилые помещения (комнаты) в коммунальных квартирах, а также в установлении механизма отчуждения собственником жилого помещения в коммунальной квартире с учетом преимущественного права его покупки собственниками других жилых помещений в этой же квартире.
Если преимущественное право покупки возникает у соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, они могут реализовать это право, при согласии других собственников и (или) пользователей жилых помещений в этой квартире, с целью дальнейшего расселения коммунальной квартиры.
В проекте предлагается также дать право органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать для граждан, имеющих на праве собственности единственное жилое помещение для постоянного проживания, те же условия оплаты коммунальных услуг, что и для граждан, которые приобрели жилые помещения в собственность путем приватизации.
Кроме того, для собственников жилых помещений, которые являются для них единственным местом проживания, предусматривается возможность передачи принадлежащего им на праве собственности и свободного от обязательств жилого помещения в государственную или муниципальную собственность с последующим принятием его в собственность органами исполнительной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими лицами.
Необходимо также привести отдельные положения и термины Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Федеральных законов от 12 января 1996 года N 9-ФЗ, от 21 апреля 1997 года N 68-ФЗ, от 10 февраля 1999 года N 29-ФЗ, от 17 июня 1999 года N 113-ФЗ, от 8 июля 1999 года N 152-ФЗ) и другим законодательством Российской Федерации.
Текст документа сверен по:
файл - рассылка Московской городской Думы