Недействующий

О городской целевой программе "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)" (снято с контроля) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 05.06.2012 N 262-ПП)

6. Повышение эффективности управления образованием


Созданная в городе структура управления системой образования обеспечивает ее функционирование и дальнейшее развитие. В управлении образованием используется программно-целевой метод (городские комплексные программы "Столичное образование - 1", "Столичное образование - 2", целевые программы по различным направлениям деятельности, окружные программы и образовательные программы школ). Сложилась широкая практика межведомственного взаимодействия при решении наиболее сложных проблем образования города.

Сфера образования объединила представителей всех ведомств социальной сферы, префектуры административных округов и районные Управы с целью построения единых технологий развития и социализации детей, обеспечения и сохранения их здоровья, создания безопасного пространства жизнедеятельности ребенка. Договорные отношения на основе разграничения компетенции и полномочий между Московским комитетом образования, префектурами, районными Управами и образовательными учреждениями способствуют дальнейшему совершенствованию социообразовательного пространства административных округов. В практику работы вошли совместные коллегии, подготовка вопросов на заседания Правительства Москвы.

В течение последних лет в Москве складываются многоуровневые государственно-общественные формы управления образованием (общественные советы на уровне Московского комитета образования, окружных управлений, образовательных учреждений). Созданы городские службы, обеспечивающие функции контроля: по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и педагогических кадров; по инспектированию, обеспечивающему контроль за деятельностью образовательных учреждений с позиции защиты прав детей.

В городе создана структура сетевых учреждений, поддерживающая функционирование образовательных учреждений (городские и окружные дирекции по эксплуатации и содержанию зданий и сооружений). Отрабатываются механизмы оценки эффективности управленческой деятельности и мониторинг развития различных сегментов образования.

В опережающем режиме по сравнению с федеральным уровнем в Москве отрабатывается нормативная правовая база деятельности образовательных учреждений.

Вместе с тем в настоящее время еще не созданы необходимые механизмы соорганизации управленческой деятельности по "вертикали и горизонтали"; не используются все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования; медленно формируется общественная составляющая управленческих структур, в том числе попечительские советы, советы родительской и ученической общественности; отсутствует единая информационная и коммуникационная сеть "школа - окружное управление - Комитет образования", а также городская информационная служба по вопросам образования для москвичей; не создана целостная система подготовки и повышения профессионального уровня управленческих кадров.

Задачи модернизации столичного образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, особенно в нижних эшелонах управления, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности. В системе управления московским образованием на всех уровнях должна быть весомо представлена общественная составляющая. Особого внимания требует проблема повышения профессионального уровня управленческих кадров.

Решение названных проблем может быть достигнуто при концентрации усилий на следующих основных направлениях:

1) Оптимизация системы управления образованием и оценки эффективности управленческой деятельности:

- отработка моделей "горизонтального" построения систем управления образованием: межмуниципальных образовательных округов, университетских комплексов и др.;

- оптимизация и координация деятельности служб, осуществляющих функции контроля в системе образования;

- расширение деятельности методических служб в соответствии с основными задачами и направлениям модернизации столичного образования; построение ее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга передовых образовательных практик; лабораторий перспективного опыта, педагогических мастерских на базе инновационных образовательных учреждений и др.;

- разработка и реализация концепции эффективной московской школы - школы, оптимизирующей при достижении заданных образовательных результатов ресурсы: времени и нагрузки учащихся, педагога; ресурсы учебных материалов, сетей связи, помещений и др.; проведение комплексного мониторинга эффективности образовательных учреждений;

- отработка системы диагностики профессионального уровня руководителей образовательных учреждений, государственных служащих системы образования и мониторинга управленческой деятельности на уровне учебных округов и образовательных учреждений;

- расширение открытости и гласности управленческой и образовательной деятельности; проведение систематических отчетов руководителей образовательных учреждений перед попечительскими советами, школьными советами.

2) Развитие государственно-общественных форм управления образованием:

- создание городского общественного совета по образованию;

- создание общественных советов по образованию в административных округах и районных Управах;

- подготовка методических рекомендаций по работе попечительских советов и фондов попечителей, советов родительской и ученической общественности;

- формирование и нормативное правовое обеспечение деятельности предметных советов г.Москвы: координация их деятельности, привлечение их к разработке и экспертизе новых учебных программ, учебников и учебных пособий.

3) Управление развитием образования:

- создание целостной многоуровневой и многофункциональной системы экспериментальных площадок как опорного механизма управления развитием московского образования;

- разработка механизма выявления общественно-педагогических инициатив, проведения их экспертизы, проектного оформления и создания условий для их реализации;

- создание системы постоянного мониторинга развития столичного образования;

- проведение социологического мониторинга среди участников образовательного процесса для прогнозирования значимости изменений для системы образования.

4) Формирование независимой городской системы оценки качества образования:

- обновление содержания, механизмов и процедур аттестации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров, с учетом задач модернизации столичного образования;

- создание независимой городской системы оценки качества образования (независимой службы по аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров).