Задача обеспечения государственных гарантий равенства детей в получении качественного образования, задача "качественное образование - каждому московскому ребенку" становится сегодня одной из важнейших и наиболее актуальных.
Решение данной задачи предполагает, во-первых, выравнивание социальных возможностей и условий для получения качественного образования всеми детьми (в частности за счет адресной социальной помощи детям из малоимущих семей), а, во-вторых, выравнивание образовательных возможностей и условий.
Это, в свою очередь, требует выведения на должный уровень качества не только деятельности отдельных, продвинутых образовательных учреждений, но всей массовой московской школы и, кроме того, таких структурных изменений в самой сети, в системе московского образования, которые обеспечили бы ее соответствие текущим и перспективным образовательным потребностям столицы и ее населения, специфическим образовательным запросам разных категорий московских детей.
В этой связи на этапе модернизации московского образования наиболее актуальными становятся следующие направления деятельности:
1) Обеспечение социальных и педагогических условий равного образовательного старта:
- разработка и введение системы московских минимальных социальных нормативов в области образования, в том числе в соответствии с принятыми Правительством г.Москвы программами "Развитие материально-технической базы системы образования г.Москвы" и "Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением";
- создание на основе современных информационных технологий системы учета детей дошкольного и школьного возраста, посещения ими соответствующих образовательных учреждений и реализации принципа доступности среднего (полного) общего образования. Включение системы образования в программу Правительства Москвы "Карточка москвича";
- создание базы данных о детях, нуждающихся в социальной помощи и медико-психолого-педагогической поддержке, и отработка механизмов оказания такой помощи и поддержки;
- проведение детального изучения причин всех случаев отсева обучающихся (в том числе, при аттестации образовательных учреждений);
- введение технологии педагогической опеки как средства социально-педагогической адаптации, профилактики неуспешности и второгодничества;
- психолого-педагогическое и методическое оснащение системы экстерната и семейного образования;
- оптимизация содержания и технологий проведения совмещенных экзаменов "школа-вуз";
- создание и обеспечение деятельности справочно-информационной службы по оказанию социально-педагогической помощи обучающимся и их родителям;
- разработка и создание разноуровневой системы родительского всеобуча с использованием информационных ресурсов кабельного телевидения и ТВЦ.
2) Создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования:
- анализ социально-демографических тенденций в столичном социуме, образовательных запросов населения, перспективных направлений развития образования и проектирование на этой основе оптимальной образовательной среды муниципального района и административного округа;
- рационализация сети государственных образовательных учреждений в соответствии с образовательными потребностями города;
- отработка моделей "горизонтального построения" школ: формирование самостоятельных начальных школ, профильных школ старшей ступени и т.д.;
- переосмысление традиционных задач вечерних (сменных) школ и их ориентация на решение таких вновь возникших проблем, как обучение детей подросткового возраста и так называемых "трудных" детей, контингента детей, оканчивающих 9-е классы специальных школ для детей с отклонениями в развитии, восстановление функциональной грамотности взрослого населения и т.д.
3) Оптимизация дошкольного образования:
- развитие новых форм дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 6 лет, в том числе путем создания вариативных групп кратковременного пребывания; введение разных режимов работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с запросами родителей;
- создание специализированных центров развивающих игр (библиотека игрушек, лекотека) для расширения возможностей развития ребенка;
- создание условий для максимального охвата дошкольным воспитанием детей в возрасте 5 лет и проведение ранней диагностики развития ребенка;
- отработка нормативной правовой базы введения долевого финансирования дошкольного воспитания и содержания детей;
- создание системы психологической помощи детям раннего возраста.
4) Сохранение и укрепление здоровья и психологическая поддержка обучающихся:
- разработка регионального проекта санитарно-гигиенических и строительных норм, в том числе, связанных с использованием средств информационных и коммуникационных технологий;
- разработка программ сбережения здоровья обучающихся, нормативной базы и механизмов реализации этих программ;