За предшествующие годы в городе накоплен значительный ресурс, позволяющий на новом уровне подойти к проблеме повышения качества общего образования, создать условия для преодоления сохраняющегося противоречия между состоянием и результатами образовательного процесса, с одной стороны, и социальными ожиданиями, образовательными запросами и потребностями населения, с другой.
Наличие опытных и квалифицированных педагогических кадров, созданные научные заделы, успешно действующие модели образовательных учреждений и модели новых организационно-экономических механизмов, апробированные методики оценки качества образования - все это позволяет ставить задачу "каждому ребенку - полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями".
Решение данной задачи предполагает:
- обновление нормативной базы в области содержания образования, ориентирующей образовательные учреждения на достижение новых результатов обучения;
- кардинальное обновление содержания общего образования, разработку нового поколения учебной литературы, в том числе, в электронной цифровой форме;
- повышение эффективности и усиление активно-деятельностных форм организации учебного процесса, значительное увеличение объема двигательной нагрузки (спорт, физическая культура, пластические искусства и др.);
- качественное обновление организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса, устранение перегрузки содержания образования, оптимизации учебной нагрузки, развитие деятельностных подходов, использование здоровьесберегающих технологий;
- повышение роли воспитания в образовательном процессе, в социализации детей, в активном включении их в социальную практику, в общественно значимую деятельность (через реализацию программ "Мой школьный и детсадовский двор", "Мой дом - мой подъезд", "Экологический мониторинг" и других);
- создание условий для личностного развития ребенка через систему дополнительного образования;
- совершенствование институциональных механизмов повышения качества общего образования, запуск механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования.
В соответствии с этим выделяются ведущие направления модернизации качества общего образования.
1) Обновление содержания общего образования:
- разработка базового уровня требований и ожидаемых конечных результатов для всех ступеней общего образования, с учетом специфики московского образования;
- разработка базового содержания (обязательного минимума содержания) общего образования, исходя из ожидаемых конечных результатов, предусматривающих качественное обновление и ликвидацию перегрузки учебного процесса; проведение конкурса учебных программ по различным образовательным областям и учебным предметам;
- проведение экспериментальной проверки и апробации разных подходов (компетентностный, деятельностный, культурологический, рефлексивно-творческий и др.) к формированию нового содержания образования;
- формирование системы экспертизы и отбора учебников, учебных пособий, учебно-дидактических комплектов, отвечающих разработанным требованиям, ожидаемым результатам и специфике московского образования;
- организация работы образовательных учреждений в широкомасштабном эксперименте по обновлению структуры и содержания общего образования;
- разработка регионального компонента общего образования на основе компетентностной модели: информационно-коммуникативная компетентность, социально-экономическая компетентность и др.;
- формирование нового содержания общего образования и новых моделей учебной деятельности, использующих информационные и коммуникационные технологии, моделей формирования и применения информационно-коммуникативной компетенции учащихся в учебной деятельности, учитывающих вариативность и индивидуализацию общего образования;
- совершенствование содержания и педагогических технологий изучения иностранных языков, форм проведения итоговой аттестации по иностранным языкам, с учетом современных приоритетов российского образования и региональной специфики;
- разработка программно-методического комплекта по использованию культурно-исторического наследия Москвы;
- разработка программно-методического комплекта, обеспечивающего увеличение занятий физической культурой, расширение двигательной активности, в том числе на других занятиях; реализация программы профилактических мероприятий, а также дифференцированного подхода к физическому воспитанию обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам;
- разработка и внедрение программно-методического комплекта по смягчению проблем перехода между различными ступенями обучения в системе непрерывного образования (дошкольное образование - начальная школа, начальная - основная школа, основная - старшая школа, общее и профессиональное образование);
- формирование инновационных сетей для апробации результатов экспериментальной деятельности как одного из механизмов непрерывного обновления содержания и повышения качества образования; разработка моделей и механизмов переноса результатов, прошедших апробацию, в массовую практику.
2) Обновление организационных форм, технологий и институциональных механизмов повышения качества образования:
- отработка модели старшей профильной школы;
- разработка новых моделей структуры различных ступеней общего среднего образования (в том числе с существенным увеличением продолжительности начального образования);
- создание учебно-научных объединений высших учебных заведений и общеобразовательных школ;