Статья 72 Конституции Российской Федерации относит вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статьи 7-9) осуществление государственного экологического контроля возлагается на специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принятые впоследствии федеральные законы и иные нормативные правовые акты в области охраны отдельных природных объектов фрагментарно регулируют данную сферу отношений.
Так Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха" установление порядка организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 установлено, что государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации и его территориальные органы (п.2).
Водный кодекс Российской Федерации и постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.97 N 716 устанавливают, что государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляется государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1362 от 23.12.93 "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации" земельный контроль отнесен к компетенции государственного специально уполномоченного органа в области охраны окружающей природной среды.
Порядок осуществления государственного контроля в области охраны и использования объектов животного мира федеральными нормативными актами не регламентирован.
Таким образом, в действующем законодательстве отсутствует четкое разграничение полномочий федеральных и региональных органов власти и управления в сфере проведения государственного экологического контроля. Не регламентированы также порядок и условия проведения государственного экологического контроля органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон о государственном экологическом контроле до настоящего времени не разработан, что дает достаточные правовые основания к разработке и принятию закона города Москвы об экологическом контроле, отнесенном Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.