Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 9 октября 2001 года N 912-ПП
Городская программа
по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве
1. Анализ текущего состояния проблемы.
Работа в Москве в области энергосбережения принимает все более системный характер. В нее вовлечены практически все отрасли народного хозяйства Москвы: наука, промышленность, энергетика, жилищная и социальная сферы.
Правительство Российской Федерации, Государственная Дума и в частности комиссия Государственной Думы по энергосбережению настойчиво рекомендуют усилить роль государства в деле энергосбережения. Управление топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы работало над проектом Городской программы по энергосбережению на 2001-2003 годы в г.Москве (далее - Программы) в течение последних двух лет.
2. Основные цели и задачи, мероприятия Программы, этапы и сроки их реализации, показатели Программы.
Целью Программы является:
- существенное снижение объема потребляемых городом топливно-энергетических ресурсов,
- сокращение объема дотаций населению за потребленную тепловую энергию,
- снижение бюджетных расходов на оплату энергоресурсов, потребленных объектами социальной сферы (учреждениями здравоохранения, образования, культуры и др.)
В рамках данной Программы будет решена задача привлечения к работе по энергосбережению как потребителей энергии, так и ее поставщиков, а также городских структур, отвечающих за финансовое сопровождение программы.
В Программу включены научно-технические, технические и организационно-технические мероприятия.
Основными показателями Программы выступают: стоимость (затраты на проведение) энергосберегающих мероприятий и ожидаемый от них эффект (экономия в натуральных и стоимостных показателях).
3. Необходимость достижения целей и решения задач, поставленных перед Программой.
Напряженное состояние бюджета Москвы вынуждает резко снизить финансовые затраты на дотацию по теплу уже в ближайшие 2-3 года. На эти цели Москва ежегодно расходует около 6 млрд. рублей, что намного превышает такого рода денежные выплаты из городских бюджетов в других регионах России.
Необходимость экономить топливно-энергетические ресурсы продиктована и сбытовой политикой крупнейших естественных монополий - РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", стремящихся в силу ценовых пропорций ограничить сбыт энергоносителей внутренним потребителям и максимизировать поставки энергии на экспорт.
Необходимость Программы обусловлена и ближайшей перспективой (2-3 года) перехода к системе 100%-й оплаты населением энергоресурсов. Программа должна упредить, опередить введение порядка полной оплаты жилищно-коммунальных услуг.
4. Прогноз ожидаемых социально-экономических, экологических результатов выполнения Программы.
Суммарный экономический эффект (нарастающим итогом за 2001-2003 годы) составит 818 тыс.т.у.т. Это только прямой эффект, без учета косвенного эффекта, в частности экологического и др.
В результате осуществления в полном объеме запланированных энергосберегающих мероприятий ожидаемое снижение объемов выбросов вредных веществ (в основном NОх) в воздушный бассейн города составит (нарастающим итогом относительно 2000 базового года) 2292 тонны (расчет производился, исходя из показателя за 2000-й год в 2.8 кг/т.у.т. удельных выбросов вредных веществ в воздушную среду энергетическими предприятиями г.Москвы).
Одним из основных социальных последствий реализации Программы выступает смягчение негативного восприятия перехода к 100%-й системе оплаты счетов за потребленные энергоресурсы.
5. Оценка влияния реализации Программы на экономику энергосистемы г.Москвы и тарифную политику.
Сберегающие мероприятия у производителя энергоресурсов, проводимые за счет их собственных средств, обеспечивают некоторое снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии. По МГУП "Мостеплоэнерго" только за счет проведения энергосберегающих мероприятий себестоимость тепловой энергии снизилась (%): в 1999 году - на 4.4; в 2000 году - на 4.8; в 2001 году - на 4.4 (оценка). По системе ОАО "Мосэнерго" в период 2001-2003 годов снижение себестоимости выработки электрической и тепловой энергии составит 0.11-0.13% (оценка). Незначительность снижения себестоимости производства энергии в компании объясняется действием удорожающих факторов, в частности, включением в структуру себестоимости затрат на обязательные энергетические обследования. Соответственно в краткосрочной перспективе энергосбережение у производителя не повлияет существенно на уровень тарифов. Тенденция к снижению себестоимости и тарифов на энергию (примерно на 5-7%) проявится, например у ОАО "Мосэнерго", только за временным горизонтом данной программы.
Разделы Программы "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Социальная сфера" являются по существу подпрограммами энергосбережения у потребителя. Потенциал экономии энергетических и водных ресурсов здесь оценивается примерно в 30%. Уменьшение спроса со стороны данных секторов хозяйства позволит "перебросить", предложить дополнительные объемы энергии и воды выходящему из кризисного состояния промышленному сектору г.Москвы. В итоге, в условиях нормальной общехозяйственной ситуации городские ресурсоснабжающие предприятия смогут сохранить или даже нарастить объемы реализации своей продукции.
6. Объемы и источники финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для реализации Программы.
Реализация Программы потребует затрат бюджетных средств в объеме 1.3 млрд. рублей. Интеллектуальными, трудовыми, материальными ресурсами Программа обеспечена полностью.
Принятие и успешная реализация Программы в значительной степени упростит и ускорит подключение Москвы к выполнению Федеральных программ в области энергосбережения.
7. Срок окупаемости бюджетных инвестиций в Программу.