Недействующий

О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве и перспективах ее развития (с изменениями на 19 сентября 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 16.01.2007 N 17-ПП)

II. Содержание программы

Направление 1. Политика оплаты жилищных и коммунальных услуг


Цель направления: поэтапный переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.

Задача 1.1. Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.

Мероприятие 1.1.1. Ввести полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, которые предоставляются на конкурсной основе, в первую очередь - текущее содержание и обслуживание жилищного фонда, то есть тех услуг, которые предоставляются на конкурсной основе.

Рекомендации по выполнению:

Вывод жилищных услуг на полную самоокупаемость должен привести к увеличению доли жилищных услуг в структуре тарифа до 46%. Это необходимо использовать для реального планирования доходов управляющих жилищных организаций (платежи населения в настоящее время - гораздо лучше прогнозируемый источник доходов, чем бюджетные ассигнования). Поскольку доля неплатежей населения несравненно ниже, чем доля недофинансирования из бюджета, существенно увеличатся и сами доходы от жилищных услуг. При этом необходимо усилить контроль за качеством обслуживания жилищного фонда (полнотой и своевременностью выполняемых работ). Бюджетные ассигнования необходимо концентрировать на финансировании коммунальных услуг, в первую очередь - подаче тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. Это приведет к положительным результатам, поскольку только муниципалитет имеет сейчас серьезные возможности противостоять росту цен естественных монополий, а расходование бюджета на дотирование этих монополистов будет подталкивать его к этому и экономически.

Мероприятие 1.1.2. Ввести в структуру платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги плату за капитальный ремонт.

Рекомендации по выполнению:

Город обязан содержать принадлежащий ему жилищный фонд, однако соответствующую долю расходов по капитальному ремонту должны нести и другие собственники жилищного фонда. Город вправе компенсировать затраты на капитальный ремонт за счет платежей нанимателей и арендаторов. Это позволит высвободить значительные суммы бюджетных средств и направить их на замену и модернизацию внутридомового оборудования, ремонт и замену газовых плит и водонагревателей, вынос газовых вводов из подвалов, обновление ветхих коммунальных сетей, а при необходимости - и на цели капитального ремонта.

Введение платы за капитальный ремонт позволит городу начать формирование стабильных источников финансирования капитального ремонта и аккумулировать на отдельных счетах средства для их планового и комплексного проведения.

Задача 1.2. Установление экономически обоснованной и дифференцированной платы за наем государственного и муниципального жилья.

Мероприятие 1.2.1. Повышение ставки платы за наем государственного и муниципального жилья.

Рекомендации по выполнению:

Базовая ставка за наем жилого помещения устанавливается исходя из определения необходимых отчислений на реновацию (полное восстановление) муниципального и государственного жилищного фонда и с учетом социально-экономической ситуации в муниципальном образовании. Базовая ставка за наем рассчитывается как средневзвешенный размер ежемесячных отчислений на полное восстановление 1 кв. м общей площади государственного и муниципального жилищного фонда, умноженный на установленную для населения долю оплаты.

Мероприятие 1.2.2. Проведение дальнейшей дифференциации размеров платы за наем государственного, муниципального жилья.

Рекомендации по выполнению:

При расчетах размеров ставки платежей граждан за наем жилья необходимо учитывать потребительские качества жилья, влияющие на условия проживания граждан, что позволит максимально приблизиться к рыночной оценке стоимости жилья. В Москве, где реально сложился рынок вторичного жилья, такая дифференциация может быть проведена не расчетным путем, а на основе анализа различий в рыночной стоимости жилья.

Дифференциация ставок платы за наем жилья предполагает расчет ставок платы за наем по группам домов, на основе применения расчетной базовой ставки и установленных коэффициентов дифференциации для каждой группы домов.

При дифференциации платы за наем необходимо решить ряд методологических вопросов.

1. Сформировать подходы и определить критерии классификации жилья. В качестве критериев классификации жилищного фонда целесообразно использовать такие потребительские свойства жилья, как материал стен, планировка и оценка технического состояния дома; удаленность от центра города, транспортная доступность и экологическое состояние района. Следует проводить классификацию по тем свойствам, которые неотъемлемы от любого жилого помещения, расположенного в данном доме.  


В Москве может быть использована следующая классификация жилищного фонда:

а) экологическая ситуация:

- зеленая зона или зона с благоприятной обстановкой;

- зона, приближенная к транспортным магистралям или промышленная зона;

б) близость к центру:

- центр или срединная зона;

- отдаленные районы;