Недействующий

О ходе реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве и перспективах ее развития (с изменениями на 19 сентября 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 16.01.2007 N 17-ПП)

I. Характеристика программы

Общие положения

  

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы характеризует комплекс мероприятий, обеспечивающих улучшение качества жилищно-коммунального обслуживания, ликвидацию дотационности отрасли и вывод ее в режим устойчивого достаточного финансирования, адресную социальную защиту населения в оплате жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, а также привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс.

Настоящая программа разработана на основе анализа хода проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства г.Москвы в 1992-2001 гг.

Особенность данного этапа преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы состоит в том, что решить задачу повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без коренного оздоровления финансовой ситуации в этой сфере, создания реальной системы экономической мотивации к сокращению затрат ресурсов и повышению эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечения частных инвестиций в реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В связи с этим настоящий этап преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве города Москвы должен включать неотложные меры по ликвидации кредиторской задолженности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса и системную последовательную деятельность по совершенствованию экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере и формирования условий для привлечения инвестиций.

Бюджетные расходы, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, по-прежнему занимают значительную долю в расходах бюджета города. Более того, несмотря на общую тенденцию увеличения уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг, бюджетные расходы в жилищно-коммунальном секторе растут. Возможность сокращения бюджетных расходов связана с решением двух различных классов задач:

- первый класс задач связан с повышением эффективности работы жилищно-коммунального комплекса, созданием мотивации у предприятий к сокращению непроизводительных затрат путем развития конкурентных отношений и эффективного регулирования естественных монополий. Эта работа, в конечном счете, приведет к оптимизации стоимости жилищно-коммунальных услуг, что в итоге также позволит снижать их стоимость для населения;

- второй класс задач сводится к анализу возможности и процедуре перехода на полную оплату населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг при обеспечении мер социальной защиты населения. Это должно привести к существенному снижению бюджетных расходов, поскольку в этом случае исчезнет потребность предоставлять дотации предприятиям жилищно-коммунального комплекса, а бюджетные расходы будут связаны только с компенсацией предоставляемых гражданам льгот и субсидий.

В результате решения этих задач повысятся качество жилищно-коммунального обслуживания населения, надежность коммунальных систем жизнеобеспечения.

Цель программы

Цель программы - повысить надежность предоставления жилищно-коммунальных услуг и снизить их стоимость путем дальнейшего формирования в жилищно-коммунальном комплексе города рыночной системы хозяйствования, которая включает в себя как развитие конкурентных отношений, так и эффективное регулирование естественных локальных монополий, а также максимальное развитие частной инициативы собственников жилищного фонда.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих ключевых задач:

1. Создание и совершенствование экономических и организационных механизмов снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг при сохранении и повышении качества предоставления услуг и устойчивости работы отрасли.

2. Совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги с целью достижения баланса между финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособностью потребителей.

3. Повышение инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства.

4. Активная поддержка инициатив по созданию товариществ собственников жилья.

5. Сокращение бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства и использование высвобождающихся бюджетных ресурсов на социальные цели.

6. Повышение доли внебюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства за счет средств населения при обеспечении эффективной адресной помощи малообеспеченным семьям.

При проведении преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве Москвы предполагается исходить из следующих принципов:

1. Неукоснительное соблюдение прав граждан на безопасность жилища и предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг. Приоритет защиты прав потребителей (населения) при формировании условий договоров о предоставлении жилищно-коммунальных услуг между всеми субъектами этих правоотношений.

2. Уменьшение административного влияния на субъектов отношений по предоставлению жилищно-коммунальных услуг и развитие гражданско-правовых отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.

3. Последовательность и этапность в осуществлении мероприятий по реформированию ЖКХ.

4. Создание условий для образования и эффективной деятельности товариществ собственников жилья и других жилищных объединений граждан. Активная поддержка инициатив населения по развитию самоуправления в жилищной сфере.

5. Создание рынка и формирование конкурентных отношений во всех подотраслях жилищно-коммунального хозяйства (кроме естественных локальных монополистов).

6. Принятие мер по стимулированию предприятий-монополистов к повышению качества предоставляемых услуг, сокращению затрат, привлечению инвестиций.

7. Внедрение пообъектного управления недвижимостью в жилищной сфере.

8. Рационализация потребления ресурсов в отрасли.

9. Информационная доступность проводимой реформы.

Структура программы