В условиях реформирования жилищно-коммунальной сферы принципиальное значение имеет повышение роли собственников жилья, выступающих в роли заказчика на предоставление жилищно-коммунальных услуг, и их участие в управлении комплексами недвижимого имущества, развитие конкуренции в системе управления и обслуживания жилищного фонда.
В настоящее время в Москве в собственности граждан и юридических лиц находится более 52% от общего фонда жилья. Число жилых зданий, в которых зарегистрировано в собственности граждан и юридических лиц более 50% площади и в которых собственники обязаны выбрать способ управления, составляет менее трети от общего количества многоквартирных жилых домов в городе.
На начало 2001 года в столице образовано более 500 товариществ собственников жилья, что составляет меньше 1% от общего количества жилых домов в городе, из которых лишь 178 кондоминиумов передано в самоуправление товариществам собственников жилья.
Наиболее проработанной системой формирования товариществ собственников жилья на сегодняшний день является система образования товариществ в домах-новостройках, возведенных с участием Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы. Государственное унитарное предприятие "Мосжилкомплекс", находящееся в ведении Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы, оказывает содействие московским застройщикам в оформлении документов, регистрации товариществ собственников жилья, подборе управляющей компании для организации управления и обслуживания кондоминиума на период становления товарищества.
В то же время надо отметить низкие показатели по формированию кондоминиумов и организаци товариществ собственников жилья в сложившейся застройке, в том числе в муниципальных жилых домах, где большинство квартир находятся в частной собственности. Основными ричинами, тормозящими формирование кондоминиумов и организацию товариществ собственников жилья в существующей застройке, являются:
- несовершенство существующего законодательства (противоречия федерального и московского законодательства по вопросу реализации прав домовладельцев на земельный участок);
- отсутствие экономических стимулов к образованию товариществ собственников жилья;
- значительный недоремонт жилищного фонда, отсутствие системы накоплений финансовых средств, необходимых для ремонта жилищного фонда, ограниченность бюджетных средств, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда;
- незначительное число организаций, оказывающих юридическую, экономическую, организационную и другую консультационную помощь товариществам, а также содействующей в формировании кондоминиумов, регистрации товариществ собственников жилья, возникающих в сложившейся застройке или в домах-новостройках, возведенных без участия Департамента инвестиционных программ строительства города Москвы.
Кроме того, не преодолена инертность мышления части ответственных работников органов исполнительной власти и управления всех уровней, связанная с неверием в возможность домовладельцев управлять жилыми домами, а также моральная неготовность большинства жителей многоквартирных домов самостоятельно управлять своей собственностью и их убежденность, что эта обязанность целиком лежит на государстве.
Существующая практика создания товариществ собственников жилья в городе предусматривала предварительную регистрацию товариществ, как юридического лица, с последующим закреплением (регистрацией) кондоминиума. При таком подходе за товариществом закрепляется имущественно-земельный комплекс, сформированный без предварительного учета и оценки возможности использования и эффективной эксплуатации объектов кондоминиума.
Комплексная городская программа формирования кондоминиума и создания условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 29.08.2000 N 690 предлагает новую, далекую от административного насаждения систему формирования кондоминиумов и создания товариществ собственников жилья для сложившейся застройки. Указанная система предполагает осуществлять формирование и регистрацию кондоминиумов силами работников районных Управ за счет бюджетных средств. После чего во исполнение Федерального закона "О товариществах собственников жилья" жителям предлагается выбрать способ управления кондоминиумом, либо организовав товарищество собственников жилья, либо привлекая к управлению домом другую управляющую компанию.