Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы от 14 августа 2001 года N 756-ПП
Концепция
вовлечения в хозяйственный оборот объектов
интеллектуальной собственности
Концепция городской политики в области интеллектуальной собственности - система взглядов на обеспечение городского управления объектами интеллектуальной собственности, в первую очередь созданными с привлечением средств городского бюджета для их вовлечения в хозяйственный оборот города и контроля эффективности их использования. Интеллектуальная собственность и иные приравненные к ней объекты понимаются в значении, указанном в ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС, созданные с привлечением средств городского бюджета.
Эффективное использование объектов интеллектуальной собственности и научно-технического потенциала города в целом можно рассматривать как одно из главных направлений развития экономического и социального благосостояния города. Использование этого потенциала возможно только на основе единой согласованной политики во всех сферах деятельности города.
Городская политика по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности призвана укреплять и расширять коммерческое, производственное и научно-техническое сотрудничество между учеными и предпринимателями, научными и промышленными организациями независимо от форм собственности и обеспечивать защиту как их интересов, так и интересов города.
Признание объектов интеллектуальной собственности объектами коммерческой реализации обусловливает новую функцию научно-исследовательской и изобретательской деятельности, что кардинально изменяет роль и механизм городской политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, ориентируя ее на достижение конечных коммерческих результатов.
Результаты научно-исследовательской и изобретательской деятельности сами по себе не являются объектами интеллектуальной собственности. Процесс формирования объектов интеллектуальной собственности из результатов научно-исследовательской и изобретательской деятельности требует определенных затрат времени и средств (в ряде случаев сравнимых или превосходящих затраты на научные исследования и изобретательство) и может осуществляться различными субъектами - как авторами научных результатов и изобретений, так и специализирующимися на этом роде деятельности организациями, в том числе и специально созданным органом исполнительной власти города.
После того как объект интеллектуальной собственности сформирован как городской возникает специальная профессиональная задача коммерческого использования этого объекта собственности в интересах города.
Концепция вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы городской политики в сфере управления интеллектуальной собственностью, под которыми понимается совокупность отношений, связанных с коммерциализацией, охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных за счет бюджетных средств или привлеченных в интересах города с учетом международного законодательства и законодательства Российской Федерации.
1. Общие положения
Настоящая Концепция разработана с учетом международного законодательства, в соответствии с Конституцией РФ и комплекса принятых федеральных законов в области интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, ориентированных на условия рыночной экономики.
1.1. Основные цели
Основными целями городской политики по вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, созданной за счет бюджетных средств, являются:
- ориентация научных разработок, опытно-конструкторских работ и промышленности на создание коммерчески выгодной для экономики и жизнедеятельности города высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции;
- распространение рыночных отношений в сфере использования интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности в целом;
- определение основ упорядочения отношений в сфере создания и использования интеллектуальной собственности;
- формирование условий для создания городской системы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, созданной с привлечением бюджетных средств, в интересах экономического и социального развития города;
- выявление и закрепление за городом прав на результаты научно-технической деятельности, осуществляемой преимущественно за счет городского бюджета или при долевом участии города;
- создание условий сбалансированного учета интересов города и разработчиков объектов интеллектуальной собственности;
- стимулирование привлечения инвестиций в создание объектов интеллектуальной собственности;
- создание условий для реализации потенциала г.Москвы как крупнейшего научно-технического центра России.
1.2. Основные приоритеты
Концепция, учитывая государственную политику управления в области интеллектуальной собственности, в качестве приоритетных выделяет следующие направления:
- стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, обеспечивающих повышение конкурентоспособности отечественной продукции;
- обеспечение сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений в области интеллектуальной собственности, создающее условия заинтересованности этих субъектов при создании и использовании интеллектуальной собственности, их юридическое сопровождение;
- вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности и иных приравненных к ним объектов, созданных преимущественно с привлечением средств городского бюджета;
- обеспечение городского протекционизма при продвижении на рынок интеллектуальной собственности конкурентоспособной продукции с учетом требований рынка и финансовых возможностей города, в первую очередь, городских и отечественных авторов.
Городская политика в области интеллектуальной собственности основывается на принципах поддержки наиболее важных, приоритетных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности городской экономики. В условиях ограниченного бюджетного финансирования необходима ориентация на реализацию тех результатов интеллектуальной деятельности, вовлечение которых в хозяйственный оборот дает наиболее выгодный экономический и социальный результат.
Основным требованием, предъявляемым к приоритетным результатам интеллектуальной деятельности, является: наличие в них способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и иных, приравненных к ним объектов, являющихся наиболее прогрессивными среди всех известных аналогичных технических решений и имеющих высокий коммерческий потенциал.
1.3. Основные задачи