1. Экологический мониторинг осуществляется на основании федерального законодательства, настоящего Закона, иных нормативных актов, а также локальных нормативных правовых актов специально уполномоченного органа Правительства Москвы по экологическому мониторингу.
2. Экологический мониторинг окружающей природной среды, территорий, обладающих особым правовым статусом и режимом функционирования осуществляется в обязательном порядке.
Программы экологического мониторинга утверждаются Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
3. Локальный экологический мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду осуществляется на основе принципа добровольной и обязательной регистрации. Перечень объектов локального экологического мониторинга, подлежащих обязательной регистрации, утверждается Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природопользования.
4. Решение об обязательной регистрации объекта локального экологического мониторинга с последующей организацией локального экологического мониторинга на объекте и включением его в единый Реестр объектов экологического мониторинга города Москвы принимается специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природопользования на основе:
а) решения специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области экологического мониторинга о необходимости регистрации объекта;
б) официального согласия руководителя (собственника, арендатора, иного пользователя) объекта экологического мониторинга на установку в пределах данного объекта соответствующего оборудования либо заявления о самостоятельной установке такого рода оборудования.
Обязательной регистрации объекты локального экологического мониторинга подлежат в случае:
- решения государственной экологической экспертизы о необходимости организации локального экологического мониторинга;
- несоблюдения установленных нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения отходов (по представлению инспекций государственного экологического контроля);
- если валовый выброс объекта по одному или нескольким ингредиентам является определяющим в загрязнении (воздействии) на окружающую среду города по решению специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природопользования. В случае несогласия руководителя (собственника, арендатора) с принятым решением об обязательной регистрации с последующей организацией и ведением локального экологического мониторинга спор разрешается в установленном законом порядке.
5. Решение о добровольной регистрации объекта экологического мониторинга с последующей организацией локального экологического мониторинга на объекте и включением его в единый Реестр объектов экологического мониторинга города Москвы принимается специально уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов на основе:
а) заявления руководителя организации (собственника, арендатора, иного пользователя) объекта, в том числе объекта, на котором осуществляются виды деятельности, связанные с экологическими рисками, и его официального согласия на установку в пределах данного объекта соответствующего оборудования либо заявления о самостоятельной установке такого рода оборудования;
б) заключения специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области экологического мониторинга о целесообразности регистрации объекта.
В случае добровольной регистрации предприятию, учреждению, организации предоставляются льготы, согласно действующему законодательству. Дополнительные льготы могут предоставляться по решению Правительства Москвы, если это не противоречит действующему законодательству.
Статья 14. Особенности ведения экологического мониторинга на объектах, обладающих особым правовым статусом
1. Объектами, обладающими особым правовым статусом, являются:
- территориальные единицы либо объекты, расположенные в пределах территории города Москвы, обладающие особым режимом охраны, доступ на которые ограничен либо устанавливается в особом порядке (режимные объекты), за исключением подведомственных Министерству обороны Российской Федерации;
- объекты, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации;
- особо охраняемые природные территории и объекты регионального и местного значения;
- другие объекты, обладающие особым правовым статусом.
2. В случае возникновения или опасности возникновения чрезвычайной экологической ситуации на территории города Москвы Правительство Москвы незамедлительно организует ведение экологического мониторинга на этих объектах.
3. Финансирование работ по обеспечению экологического мониторинга на указанных в пункте 1 данной статьи объектах осуществляется в порядке, установленном федеральным и городским законодательством. Обязанность по организации и ведению мониторинга возлагается на руководителя специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области экологического мониторинга при взаимодействии со специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
4. Экологический мониторинг в связи с внештатными ситуациями, развитие которых может вызвать угрозу причинения вреда окружающей среде или повышение уровня экологических рисков для населения и территории города Москвы, но не получивших в установленном законом порядке правового статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия, организуется незамедлительно путем установления соответствующего оборудования и принятия иных необходимых мер, и ведется вплоть до ликвидации аварии либо инцидента и их последствий. Решение об организации экологического мониторинга в указанных случаях принимается специально уполномоченным органом Правительства Москвы в области экологического мониторинга.
5. Экологический мониторинг на городских территориях, отнесенных в установленном законом и иными нормативно-правовыми актами порядке, к территориям ограниченного доступа и вследствие этого обладающим особым правовым статусом и режимом функционирования, является составной частью Единой системы экологического мониторинга города Москвы.
К ним относятся: промышленные зоны, а также участки территории, используемые для обеспечения городского хозяйства, энерго-, водо-, теплоснабжения, транспортные коммуникации и иные объекты городской инфраструктуры, необходимые для жизнеобеспечения населения.
Создание и функционирование экологического мониторинга на территориях ограниченного доступа осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и города Москвы, определяющими их режим, меры безопасности и другие ограничения.
Решение об организации на указанных территориях наблюдательной сети, в том числе постов (станций) экологического мониторинга, принимается Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного органа Правительства Москвы в области экологического мониторинга и по согласованию с иными заинтересованными органами, участвующими в управлении и контроле за деятельностью объектов, расположенных на этих территориях. Данные, получаемые в результате ведения экологического мониторинга на указанных объектах, постановлением Правительства Москвы или распоряжением Мэра Москвы могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа, если иное не предусмотрено законом.
6. На военных объектах и объектах оборонного значения, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, а также на территориях города Москвы, временно или постоянно в установленном законом порядке являющихся местом проведения сборов, учений, дислокации войск и военной техники, организация и осуществление экологического мониторинга проводятся в соответствии с требованиями федерального законодательства и законодательства города Москвы.