Построение информационного общества в России (императив нашего времени. Благодаря своей конструктивности и направленности на все структуры общества, эта идея может сыграть в обществе созидательную, консолидирующую роль. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания, наконец, как средство социально-экономического выравнивания уровня жизни горожан.
Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной на знании, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации.
В настоящее время уже выработаны подходы к разработке концепции построения информационного общества в России, учитывающие особенности российского пути. Естественным лидером здесь видится Москва, и для этого имеется достаточно много объективных условий.
В первую очередь, Москва имеет статус столицы государства, предоставляющий больше возможностей влияния на принятие политических решений и на развитие законодательной и нормативной базы. Москва один из ведущих мировых центров производства и хранения информации, обладающий к тому же наиболее развитой информационной и коммуникационной инфраструктурой. Она в настоящее время демонстрирует более высокий средний уровень доходов населения и развития наукоемкого производства, весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники, ИКТ и информационных ресурсов.
Москва - крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов, Этому помимо всего прочего благоприятствует и географическое положение города между Западной Европой и Азией.
Переход Москвы к информационному обществу предполагает быстрое и приоритетное развитие в городе базовых компонентов информационной среды общества:
* технико-технологического фундамента движения к информационному обществу;
* индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры;
* политических, экономических, социально-культурных, правовых, организационных решений, обеспечивающих это движение.
Перечисленные направления следует рассматривать в качестве основных объектов политики обеспечения интеграции Москвы в информационное общество.
1. Развитие технико-технологического фундамента включает:
* развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города на основе Московской волоконно-оптической сети, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т.д.);
* совершенствование и развитие базирующейся в Москве системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т.п.);
* совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность;
* совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, кабельное телевидение и т.п.).
2. Формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры подразумевает:
* укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции города в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика на уровне города и т.п.);
* формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги;
* приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, охрана окружающей среды, социального обеспечения, высшего и среднего образования, дошкольного обучения, миграции населения, культуры, быта и досуга и т.п.);
* развитие массовой домашней компьютеризации;
* поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения.
3.С экономической, социально-культурной, правовой и организационной точки зрения предполагается:
* решение проблем интеграции, обусловленных необходимостью выработки общей политики информатизации Москвы как центра информационной деятельности, активно взаимодействующего с Московской областью и регионами страны, в наибольшей степени продвинувшимися по пути к информационному обществу;
* совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации, в том числе на уровне городской политики информатизации;
* совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в столице, благоприятного для перехода к информационному обществу;
* совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия, информационного терроризма и информационного криминала.
К основным факторам и проблемам, тормозящим процесс движения города к информационному обществу, можно отнести:
* нестабильность и тяжелое финансовое положение российской экономики в целом и Москвы в частности, отсутствие необходимого и достаточного объема инвестиций в отрасли информатизации и телекоммуникаций;
* неравномерность экономического и информационного развития районов и округов города;