Действующий

О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (с изменениями на 6 августа 2002 года)

5. Первоочередные мероприятия, обеспечивающие реализацию концепции
движения Москвы в информационное общество

5.1. Создание экономических механизмов

Создание в Москве благоприятных условий для движения к информационному обществу требует развития оправдавших себя и формирование новых экономических механизмов.

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, формирование индустрии информационных и телекоммуникационных услуг требуют значительных финансовых средств. Существенное использование средств городского и районных бюджетов, не говоря о федеральном, не представляется возможным. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, основное внимание должно быть уделено привлечению инвестиций от отечественных и зарубежных коммерческих структур, а также средств населения. Представляется необходимым активное деловое участие коммерческих структур в реализации проектов общегородского и районного уровней.

Можно выделить 5 основных направлений развития экономических механизмов:

1. Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Должны быть предусмотрены гарантии Московского правительства на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональная политика регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм.

2. Создание привлекательных условий для отечественных коммерческих структур. Для ряда проектов предполагается использовать средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов. В качестве одного из условий привлечения инвестиций предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города. Д олжны быть пересмотрены некоторые положения налоговой и таможенной политик, направленные на выравнивание условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Следует рассмотреть возможность снижения налогооблагаемой базы на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию проектов программы движения Москвы к информационному обществу.

3. Разработка комплекса мероприятий, позволяющих привлечь средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для общественных культурно-информационных центров и отдельных категорий домашних пользователей должны быть предусмотрены льготы по сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, по приобретению отдельных программных и информационных продуктов, а также списанной в государственных организациях устаревшей вычислительной техники, снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета. Экономическое стимулирование пользователей должно рассматриваться как мера, ничуть не менее важная, чем стимулирование производителей или посредников информационных и телекоммуникационных услуг.

4. Разработка системы протекционистских мер для отечественных производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработчиков прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг. Должно быть предусмотрено гибкое регулирование тарифов на использование общедоступных телефонных сетей. Преференции отечественным производителям должны включать меры по льготному кредитованию московскими банками под гарантии городского правительства. Должны быть предусмотрены специальные налоговые льготы, в том числе долговременные, для тех отечественных предприятий с различной формой собственности, которые активно участвуют в реализации проектов программы движения Москвы к информационному обществу (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.).

5.Для отдельных социально важных проектов информационных систем и инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг (службы занятости, пенсионное и социальное обеспечение и пр.), особенно на первом этапе, следует предусмотреть целевое бюджетное финансирование при рациональном распределении средств из городского и районного бюджетов. Должен быть предусмотрен жесткий контроль городского правительства и префектур за расходованием этих средств.

Практическая реализация указанных экономических механизмов потребует совершенствования нормативно-правовой базы, решения ряда вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства. Тем не менее, многие решения по стимулированию участия в программе движения Москвы к информационному обществу государственных организаций, отечественных и зарубежных, коммерческих структур и населения, а также по адресному финансированию проектов и программных мероприятий могут быть осуществлены органами городской власти.

5.2. Обеспечение общественной поддержки идеи информационного общества

Стратегическим фактором интеграции города в информационное общество является обеспечение поддержки этой идеи москвичами. Без заинтересованности и участия широких слоев населения города скорость движения к информационному обществу будет невысокой и процесс этот будет неэффективным. Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, т.к. в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача городских властей - разъяснять возможности ИКТ и преимуществ жизни и работы в информационном обществе людям со средними доходами и низкодоходным группам, в которых сосредоточена большая часть населения города. Большинство городских детей, являющихся основной движущей силой развития информационного общества, живут в малообеспеченных семьях.

Основа поддержки идеи информационного общества москвичами обеспечение москвичам массового дешевого (а в случае принадлежности к социально ущемленным группам бесплатного) доступа к современным ИКТ.

Возможные формы обеспечения поддержки москвичами идеи информационного общества сводятся к четырем основным:

* проведение общегородских и районных демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих индустрию современных информационных услуг;

* развитие домашней телематике и пропаганда возможностей домашнего использования ИКТ;

* создание сети публичных точек доступа к современным ИКТ и электронным информационным ресурсам на базе существующих сетей публичных библиотек и других общественных учреждений города;

* совершенствование курсов школьной и вузовской информатики за счет придания им перспективы социального использования ИКТ.

5.3. Разработка системы индикаторов движения Москвы в информационное общество

Для оценки степени включенности Москвы в глобальное информационное общество и увеличения скорости движения города в этом направлении необходима специальная система индикаторов.

Целью слежения за этими индикаторами является как измерение развития информационной инфраструктуры, так и процесса производства информации, передаваемой по ее каналам.

В настоящее время отсутствует единая международная система индикаторов развития информационного общества в связи с необходимостью согласования в глобальном масштабе наборов продуктов и услуг, которые в разных странах относятся к информационным.

Предлагаемый подход к выбору индикаторов движения к ИО основан на многоаспектном учете влияния распространения ИКТ на общество в техническом, экономическом и социальном разрезах и на создании поэтапной системы мониторинга.

Базовый набор макроэкономических показателей, характеризующих интеграцию города в глобальное информационное общество, требующий регулярного статистического наблюдения, разбивается на три группы:

1. Показатели развития коммуникационной инфраструктуры (общеевропейский перечень):

* число телефонных линий на 100 жителей;

* число мобильных телефонов на 100 жителей;

* число Интернет подключений на 1000 жителей; *

* число персональных компьютеров на душу населения ( и/или на 100 работающих, на 100 семей);