Действующий

О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (с изменениями на 6 августа 2002 года)

4. Принципы и приоритеты городской политики по обеспечению
движения Москвы в информационное общество

4.1. Принципы и основные положения городской политики

Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами:

* социальное партнерство руководства города, экспертов, представителей бизнеса и жителей в деле формирования информационного общества;

* выраженная социальная и гуманитарная направленность стратегических целей и основных задач движения Москвы к информационному обществу;

* открытость политики по обеспечению движения к информационному обществу, регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества;

* научная обоснованность разрабатываемых мероприятий и принимаемых решений, основанная на регулярном анализе основных индикаторов развития информационного общества и результатах мониторинга связанных с этим развитием социально-экономических процессов;

* учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики;

* последовательность, поэтапность и согласованность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества.

Городская политика в процессе формирования информационного общества должна основываться на следующих основных положениях:

* привлечение к обсуждению ключевых вопросов развития информационного общества всех заинтересованных сторон из государственного и коммерческого сектора экономики, общественных организаций, ученых и специалистов;

* контроль со стороны Правительства Москвы и Московской городской Думы за протеканием процесса формирования информационного общества;

* слежение за процессом информатизации города с помощью организации статистического наблюдения за основными индикаторами движения к информационному обществу;

* установление и корректировка по мере необходимости соотношения между государственной и рыночной составляющими городской информационной индустрии (научное обоснование необходимости усиления государственного регулирования или, наоборот, усиления либерализации в зависимости от сферы информатизации и этапа ее развития);

* создание благоприятных условий для развития направлений информатизации, признанных администрацией города приоритетными;

* препятствование проникновению в город устаревшей техники и технологий;

* обеспечение доступа широким слоям населения города к ИКТ с помощью организации общественных центров доступа к современным технологиям, в первую очередь для социально незащищенных групп населения;

* анализ и учет отечественного и зарубежного опыта, международных норм и тенденций.

4.2. Создание условий для устойчивого развития экономики города в информационном обществе

Есть несколько направлений экономической политики, которые могут обеспечить устойчивое развитие города в условиях развития глобального информационного общества:

* выдвижение на первый план бизнеса, основанного на возобновляемых ресурсах (информации и знании);

* создание эффективной региональной инновационной системы;

* стимулирование информационной индустрии (производство информационных технологий, контент-индустрия и телекоммуникации) как наиболее рентабельной и быстрорастущей в мире сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях.

* адекватное позицирование Москвы в рамках экономики глобального информационного общества с точки зрения ее роли в мировой сети городов и поддержки специфических для Москвы и конкурентноспособных на мировых рынках направлений экономической деятельности.

Следует также иметь в виду, что в информационном обществе возрастает экономическое значение информационной деятельности, к которой можно отнести также научную, культурную, управленческую, туристскую и другие виды деятельности.

Экономический эффект информационной деятельности может иметь как прямой, непосредственный, так и опосредованный характер. В первом случае речь идет о продаже информационных товаров и услуг неовеществленных технологий, программ, баз данных, телекоммуникационных услуг и т.п. Во втором, - речь идет о повышении дохода либо за счет использования информации и внедрения ИКТ в деятельность коммерческих предприятий непосредственно не торгующих информационными продуктами, либо за счет того, что наличие информационных ресурсов создает условия для развития других сфер доходной деятельности. Примером последнего может служить деловой и познавательный туризм, когда наличие в городе государственных и научных учреждений, библиотек, музеев, архивов и т.д., не приносящих прямого дохода, привлекает значительное число приезжих, способствующих развитию сферы услуг, розничной торговли, транспорта и т.д. Помимо сказанного нельзя не учитывать тот факт, что информационная деятельность в сфере фундаментальной науки и культуры, непосредственно не связанных с экономической выгодой, формирует имидж города, что косвенно не может не сказываться и на его экономическом положении.

4.2.1. Стимулирование производства и содействие в продвижении на мировой рынок программного обеспечения московских производителей

Россия является одной из редких стран, где представлены практически все основные направления современного программирования. Здесь в настоящее время действует около 1,5 тысяч программистских фирм, большая часть которых ориентирована на внутренний рынок и занята производством программного обеспечения в области финансов, бухгалтерского учета и других направлений делового программного обеспечения (ПО). Большинство фирм (около 800), а также наиболее крупные из них, расположены в Москве.

Ключевой проблемой является выход российского программного обеспечения на мировые рынки. По оценкам Центра интеллектуальных систем "Метод", присутствие российского ПО на мировом рынке составляет всего 150 млн. долларов, что не соответствует потенциалу российских компаний и программистов, которые всегда имели заслуженно высокую репутацию.

Есть два приемлемых варианта выхода российских программистов на мировой рынок: