Действующий

О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (с изменениями на 6 августа 2002 года)

3. Предпосылки перехода России и Москвы
к информационному обществу

3.1. Россия на пороге информационного общества

В России за последние 7-10 лет процессы информатизации, компьютеризации и развития телекоммуникаций позволили создать серьезные предпосылки и условия перехода к информационному обществу, интеграции страны в мировое информационное сообщество. Главные из них следующие.

Информация становится важным ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития, масштабы ее использования стали сопоставимыми с масштабами использования традиционных ресурсов (энергия, сырье и т.п.). Величина суммарных затрат на информацию уже имеет макроэкономическую значимость.

Объем продаж средств вычислительной техники и информатики вместе с программным обеспечением превышает 5 млрд. долл. в год, что составляет примерно 6% ВВП России в 1997 году В стране насчитывается более 400 тысяч оригинальных, постоянно обновляемых баз данных. Быстро растет количество российских сайтов в Интернете. Число домашних компьютеров оценивается примерно в 400 тысяч, что охватывает 3-4% российских семей.

Растет парк ЭВМ, ускоренными темпами идет развитие систем и средств телекоммуникации, растет число корпоративных информационных сетей. Количество российских пользователей Интернета превышает 2 миллиона. В среднем за неделю в Интернет обращаются 430 тысяч человек, что составляет 6,2% взрослого (старше 16 лет) населения страны. Интенсивно расширяется национальная сеть связи, использующая спутниковые каналы, успешно осуществляется телефонизация страны, стремительно растет рынок средств мобильной связи. Отставание России от развитых стран в области телекоммуникаций и компьютерных сетей быстро сокращается: сегодня число телефонных линий, приходящихся на одного жителя страны, всего лишь вдвое меньше, чем на Западе.

В значительной степени информатизированы многие отрасли хозяйства, системы национальной и общественной безопасности, банковская сфера и сфера государственного управления и правопорядка. В государственных органах на федеральном уровне, а также в некоторых регионах достигнута относительно высокая насыщенность информационными системами и телекоммуникационными сетями.

Россия обладает бесценными культурными и информационными сокровищами - в стране более 1 млн. уникальных архивных фондов и 130 тысяч библиотек, около 1 млн. баз данных общим объемом более 170 терабайт. В целом по объему информационных ресурсов наша страна уверенно занимает одно из ведущих мест в мире. Быстрыми темпами развивается индустрия мультимедиа: если в 1993 году был выпущен всего один отечественный CD-ROM, то в 1994 году - уже 25, в 1995 году - более 100, сегодня - около 1000.

В настоящее время одним из наиболее динамичных секторов российского рынка стал рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг. Сегодня все программно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций обеспечивается отечественным информационным рынком, на котором все новейшие средства и технологии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Сделаны первые шаги в разработке основных положений законодательства в сфере информации, информатизации и защиты информации, которые должны обеспечить правовую поддержку развития информационной сферы и перехода к информационному обществу. Сейчас в Российской Федерации действует более 40 федеральных законов в области информации, более 80 актов Президента РФ, около 200 актов Правительства РФ. При этом, однако, можно сказать, что правовая основа развития информационного общества только начинает создаваться и может быть качественно сформирована только при условии системного ее завершения и развития на региональном уровне.

В 1998 году в нашей стране была разработана и одобрена на высоком государственном уровне Концепция государственной информационной политики, а в 1999 году - Концепция перехода России к информационному обществу. Возможно, наш старт можно посчитать несколько запоздалым, однако иногда он дает определенные преимущества - те, кто начал позже, могут уберечь себя от ошибок, допущенных первопроходцами.

Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войти в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти ХХI столетия.

3.2. Москва в процессе движения к информационному обществу

В Москве сложились относительно хорошие социально-экономические предпосылки движения к информационному обществу, Москва дальше, чем другие регионы России, продвинулась по этому пути.

Москва имеет наилучшие в России экономические условия для развития информатизации и движения к информационному обществу.

С точки зрения инвестиционного потенциала Москва, по оценкам, приведенным журналом "Эксперт", относится к регионам с максимальным потенциалом и минимальным риском, ее доля в общероссийском потенциале в 1999 году составила 14,8%.

Москва возглавляет список первых регионов страны по бюджетным доходам (120,11 млрд.руб. в 1998 году), по числу действующих совместных и иностранных предприятий (56,4% общего количества в России), по объему прямых иностранных инвестиций (доля в России в 1998 году - 23,9%), по объему капитальных вложений (доля в России в 1998 году - 16,7%) и по их динамике (96,7% в 1998 году относительно 1991 года в сопоставимых ценах). Высокие доходы позволяют вкладывать серьезные бюджетные ресурсы в развитие информатизации (более 70 млн. руб. ежегодно и в несколько раз больше из внебюджетных фондов).

В Москве средний уровень жизни в несколько раз выше общероссийского, что создает предпосылки для привлечения средств населения в развитие информатизации, для широкого использования ИКТ жителями города.

В Москве сформировались развитые рынки ИКТ, на которых представлен практически весь спектр современного информационного оборудования и ПО.

В Москве сложились благоприятные социально-демографические условия для развития информационного общества.

Служащие как люди, работающие с информацией и учащаяся молодежь являются резервом и двигателем интеграции в информационное общество. В Москве служащие составляют 29,4% от общей численности занятых в экономике. Общее число студентов вузов, учащихся средних специальных учреждений и общеобразовательных школ составляет 20,25% от общего населения города. Таким образом, более 50% населения столицы потенциально предрасположены к использованию ИКТ.

Население Москвы традиционно отличается высоким уровнем образования: более 50% населения имеют высшее, неполное высшее и среднее специальное образование. Москва - регион с наибольшей в России долей лиц с высшим и средним специальным образованием в общей численности занятого населения (75%).

Москва имеет развитую телекоммуникационную инфраструктуру.

В Москве создана разветвленная волоконно-оптическая кабельная сеть, не уступающая по своим параметрам сетям многих крупных городов развитых стран. Целый ряд телекоммуникационных операторов столицы имеют сеть протяженностью более 1000 километров: КОМКОР (протяженность сети свыше 5000 км), МТУ-Информ (более 1500 км); Макомнет (1500 км); Комстар (около 1000 км) и ряд других. В 2000 г. к каждому восьмому дому Москвы уже был подведен волоконно-оптический кабель.

Плотность телефонизации в Москве существенно выше, чем в России. На 100 семей приходится 105 телефонов, а на 100 жителей около 50, что близко к показателям развитых стран.

Москва следует в русле общемировых тенденций развития сотовой телефонной связи. В столице представлены практически все основные стандарты, существующие в мире: GSM-900/1800 (МТС и Вымпелком), AMPS/DAMPS (Вымпелком), NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные коммуникации). Клиентская база компании Мобильные Телесистемы составляет свыше 1 млн. человек, Вымпелкома - 700 тыс., Московская сотовая связь насчитывает около 99 тыс. абонентов.

В Москве действуют около 120 компаний-провайдеров Интернет. Только крупнейшие московские провайдеры (МТУ-Информ, Демос, Голлден Телеком, Глобал Один, Деловая сеть) занимают 54 % российского рынка. Количество телефонных номеров в Москве, с которых осуществляется выход в Интернет, составляет по различным оценкам от 200 до 300 тыс.

В Москве действуют операторы всех видов современной связи. По состоянию на конец 2000 года из общего количества более 9600 лицензий, выданных Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида услуг связи, свыше 1500 распространяло свое действие на территорию Москвы. Из общего количества альтернативных операторов связи 60% сосредоточено на территории Москвы и Московской области.

В Москве сосредоточены основные национальные информационные ресурсы.

Москва традиционно является крупнейшим библиотечным и информационным центром страны. В ней сосредоточены основные библиотеки, имеющие общероссийское и мировое значение, а также федеральные центры научно-технической информации. Именно в Москве все последние десятилетия оседала и обрабатывалась основная часть поступающей в страну зарубежной литературы, накапливались непубликуемые источники научно-технической информации, в силу чего полноценная научная работа в целом ряде областей возможна была только в Москве или предполагала постоянные поездки в столицу. В последние годы идет активное внедрение новых информационных технологий (электронные каталоги с доступом через Интернет, электронное копирование документов и т.п.) в деятельность крупнейших библиотек Москвы.