Действующий

О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (с изменениями на 6 августа 2002 года)

2. Стратегические цели и задачи

2.1. Видение будущего. Москва как "информационный город".

Необходимо различать общие характеристики информационного общества как некоторого этапа в развитии человечества, с одной стороны, и положение отдельных государств, регионов или городов в рамках этого общества, с другой. Поэтому, наряду с понятием информационного общества необходимо ввести понятие центра информационной деятельности, которое подчеркивает пространственную неоднородность информационного общества и лидирующее положение государств и городов в производстве информации, информационных технологий и услуг.

Ставя проблему вхождения Москвы в информационное общество, авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:

* центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;

* городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;

* местом базирования управляющих подразделений крупных национальных и международных компаний и организаций, городом, в котором принимаются решения, значение которых выходит за пределы города и страны;

* центром познавательного и делового туризма;

* городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;

* городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;

* городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

Движение столицы к информационному обществу должно привести к существенному улучшению социально-экономической ситуации в городе, созданию значительно числа новых рабочих мест, повышению эффективности труда, развитию электронной коммерции, улучшению окружающей среды, более полному использованию культурного потенциала города, созданию новых условий развития политического самосознания граждан и максимальной реализации их личностного потенциала.

2.2. Цели и задачи перехода Москвы к информационному обществу

Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, развитие демократических институтов, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города.

Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:

* формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г.Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;

* совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;

* содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г.Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);

* создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;

* формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры города;

* формирование эффективной московской региональной инновационной системы;

* преодоление информационного неравенства.

В ряде случаев в соответствующих разделах Концепции выделены цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.

К первоочередным задачам, которые предстоит решать городу для достижения вышеуказанных целей относятся:

* разработка и реализация блока согласованных городских программ использования современных информационных и коммуникационных технологий для более эффективной деятельности органов власти и развития общедоступных услуг, ориентированных на потребности граждан;

* разработка и реализация мероприятий для стимулирования и организации использования современных ИКТ в сфере бизнеса, а также в сферах, имеющих особое значение для общества - транспорт, охрана окружающей среды, здравоохранение, наука, образование и культура;

* разработка системы мер, способствующих ускоренному развитию городской информационной индустрии;

* разворачивание системы обучение населения использованию новых видов услуг и возможностей, предоставляемых информационным обществом;

* разработка и проведение демонстрационно-просветительских компаний и мероприятия, обеспечение широкой поддержки идеи информационного общества и активного участия граждан в его формировании;

* обеспечение защиты прав граждан в условиях бурного развития ИКТ;