Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 года N 715-РМ
КОНЦЕПЦИЯ
движения Москвы к информационному обществу
Резюме
Сущность информационного общества.
Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
* Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.
* Формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала.
* Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации.
* Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации.
* Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
Мегаполисы в информационном обществе.
Города - и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия, высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец-покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.
Возможности и риски информационного общества.
С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое, информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.
Разработка программ движения к информационному обществу.
Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.
Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 году. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.
Отвечая на вызовы времени, Московская городская дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 года был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 году МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.
Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу.
Видение будущего для Москвы.
Авторы концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности, как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:
* городом с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
* городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
* городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
* центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
* городом, где доступ к социально-значимой информации и базовым информационно-телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.
Цели перехода Москвы к информационному обществу.
Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально-экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
* формирование нормативно-правовой базы информационного общества в г.Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
* совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;