На основе анализа формирования рынка труда в 2000 году, результатов выполнения заданий Программы Правительства Москвы и Программы содействия занятости на 2000 год определены целевые задачи и приоритеты политики содействия занятости населения в 2001 году.
Несмотря на то что положение в экономике в 2000 году постепенно продолжало улучшаться, сложившиеся позитивные тенденции еще не приобрели устойчивый характер. В 2001 году ожидается замедление темпов прироста объемов промышленного производства до 6-7% против достигнутых 12,6% в 2000 году.
Умеренный экономический рост будет сопровождаться незначительным увеличением численности занятых в экономике города до 5433,0 тыс. человек (на 11,0 тыс. человек по отношению к 2000 году).
При этом увеличение численности занятых будет происходить как за счет эффективной структурной перестройки, проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие и модернизацию машиностроения, автомобилестроения, пищевой и текстильной промышленности, производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, поддержку государственными и городскими заказами предприятий оборонно-промышленного комплекса, развития малого и среднего предпринимательства, строительной индустрии и инфраструктуры города, так и по причине восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу.
Особое внимание в 2001 году будет уделяться повышению эффективности использования рабочей силы. Потребность экономики в квалифицированных кадрах будет характеризоваться устойчивым спросом на руководителей и специалистов в области финансов, права, информационных технологий, образования и здравоохранения; на высококвалифицированных рабочих для легкой, швейной промышленности и оборонно-промышленного комплекса. Заявленная потребность в работниках в течение года может возрасти в 2001 году до 250,0 тыс. единиц. Одновременно предложение рабочей силы незначительно сократится. Ожидается, что зарегистрированное в службе занятости предложение рабочей силы в 2001 году составит 347,0 тыс. человек против 368,5 тыс. человек в 2000 году.
В то же время в 2001 году в условиях превышения предложения рабочей силы над спросом на нее на рынке труда будет по-прежнему наблюдаться структурный дисбаланс спроса и предложения. Этот дисбаланс будет выступать фактором, сдерживающим экономическое развитие, поскольку организации города будут испытывать дефицит высококвалифицированных кадров. С другой стороны, останутся довольно значительные размеры вынужденной неполной занятости и занятости в неформальном секторе экономики.
В соответствии с прогнозом численность зарегистрированных безработных может возрасти к концу 2001 года и составить 44,0 тыс. человек (в среднегодовом исчислении останется на уровне 2000 года). Уровень зарегистрированной безработицы на конец года составит 0,84% от численности экономически активного населения, рассчитанной по данным Мосгоркомстата, и 1,0% от численности, рассчитанной по рекомендации Минтруда России на основании итогов выборочных обследований по проблемам занятости, проведенных Госкомстатом России.
На основе анализа формирования рынка труда, итогов выполнения Программы содействия занятости в 2000 году, концепции социальной политики государства в области занятости на долгосрочную перспективу, изложенной в Плане действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, заданий Программы Правительства Москвы на 2001 год и прогноза социально-экономического развития г.Москвы на 2001 год разработан прогноз рынка труда и определены приоритеты - главные направления политики занятости на 2001 год.
Главной целью политики на рынке труда и занятости в 2001 году является содействие эффективной занятости населения, снижение социальной напряженности в городе и уровня безработицы в г.Москве, не превышающего 1,0% от численности экономически активного населения.
Приоритетные задачи в 2001 году: совершенствование работы по профилактике безработицы; оптимизация процессов трудоустройства граждан и подбора персонала для организаций города; повышение конкурентоспособности москвичей на рынке труда; развитие малого предпринимательства и самозанятости населения; проведение общественных работ; внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан, обеспечение адресной помощи при безработице; материальная поддержка населения при безработице. Дальнейшее развитие получит совершенствование кадрового потенциала на основе углубления взаимодействия с работодателями города по повышению квалификации и переподготовке в соответствии с требованиями к нанимаемым работникам.
В результате проведения активной политики занятости, помощи населению в подборе вариантов работы и работодателям - в подборе персонала Департамент федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве (далее - Департамент) окажет содействие в трудоустройстве в 2001 году 337,0 тыс. человек. Кроме того, в отрасли, хронически испытывающие дефицит рабочей силы, будут привлечены около 45 тыс. иностранных граждан.
В 2001 году рассматривается в качестве одного из основных экономических приоритетов повышение инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию экономически эффективных рабочих мест. Важнейшей мерой, направленной на повышение занятости, будет реализация отраслевых и территориальных инвестиционных, других целевых и комплексных программ. При формировании этих программ целесообразно учитывать прогнозные показатели Московского раздела Генеральной схемы создания рабочих мест. В приоритетных отраслях экономики города в 2001 году будет создано и сохранено 63,6 тыс. рабочих мест, причем Департамент обеспечит координацию работ по вводу в действие около 10,0 тыс. рабочих мест по договорам, заключенным службой занятости населения г. Москвы.
Улучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными наклонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. В 2001 году профориентационными услугами будут охвачены 147,0 тыс. человек.
Особое внимание будет уделяться профориентации учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ: планируется оказать профориентационные услуги 36,0 тыс. учащихся.
Основная задача профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности с целью трудоустройства путем предоставления гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития рынка труда.
В 2001 году по востребованным экономикой города профессиям и специальностям Департамент предусматривает направить на профобучение 15,6 тыс. безработных граждан, в то же время организациям города будет оказано содействие в профессиональном обучении, переобучении и повышении квалификации 19,5 тыс. работникам.
В целях содействия занятости населения, оказания материальной поддержки, приобретения трудовых навыков у молодежи, сохранения мотивации к труду у безработных и ищущих работу граждан (незанятых и студентов очной формы обучения московских высших и средних учебных заведений) предусмотрена организация общественных и временных работ. Перечень организаций, в которых реализуются эти мероприятия, определяется органами исполнительной власти административных округов города.
В 2001 году предполагается предоставить возможность участия в оплачиваемых общественных работах до 31,7 тыс. человек с учетом переходящих договоров. При наличии дополнительных источников для проведения этих работ показатели могут утроиться.
На временные работы планируется привлечь более 40,0 тыс. несовершеннолетних граждан.
Важнейшим приоритетом политики занятости в 2001 году будет содействие занятости и материальная поддержка безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, подростков и молодежи выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16 до 26 лет, одиноких и многодетных родителей, инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, длительно безработных граждан (6 месяцев и более) и других.
В целях содействия занятости категориям безработных, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда, в 2001 году планируется реализация специальных программ, включающих субсидирование занятости молодежи, инвалидов, одиноких и многодетных родителей и др., развитие деятельности "Клубов ищущих работу", "Новый старт", содействие предпринимательской инициативе и другие меры.
Материальной поддержкой при безработице будут обеспечены в виде пособий по безработице, материальной помощи, дотаций и компенсаций, досрочных пенсий в 2001 году 103,4 тыс. безработных граждан и членов их семей (иждивенцев).