В 2000 году в экономике Москвы произошли позитивные изменения, позволившие достигнуть роста валового регионального продукта на 7,8%. В результате проводимых реформ, положительных структурных сдвигов в финансовой и хозяйственной деятельности промышленных предприятий города темпы роста промышленного производства в 2000 году составили 112,6% по отношению к прошлому году. Дальнейшее развитие получили практически все отрасли экономики.
В свою очередь сложившаяся экономическая ситуация обусловила количественные и качественные изменения в сфере занятости населения Москвы.
В 2000 году численность занятых продолжала увеличиваться и составила 5421,7 тыс. человек против 5399,7 тыс. человек в 1999 году и 5221,4 тыс. человек в 1998 году.
В целом рост численности занятых происходил в основном в непроизводственной сфере и, прежде всего, в таких ее отраслях, как кредитование, финансы, страхование и пенсионное обеспечение при одновременном незначительном сокращении численности занятых в образовании, здравоохранении, науке и научном обслуживании. В то же время в большинстве отраслей материального производства численность занятых сократилась. Отмечался ее рост только лишь в торговле и общественном питании, в связи и прочих отраслях материального производства, который не смог компенсировать значительного сокращения численности занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.
В 2000 году продолжалось перераспределение работающих в организациях по формам собственности, сопровождавшееся сокращением занятого населения в организациях государственного сектора, со смешанной формой собственности и с иностранным участием и ростом численности работающих в организациях частного сектора. Государственные организации перестали быть преобладающими работодателями. Численность работающих в негосударственном секторе в 2000 году выросла на 115 тыс. человек, а удельный вес в общей численности занятых составил 65%.
Большая часть занятых (более 4000,0 тыс. человек) трудилась на крупных и средних предприятиях и в организациях города. Однако развитие малого и среднего предпринимательства повлекло за собой увеличение численности занятых по сравнению с 1999 годом на 83,1 тыс. человек, которая составила 1401,9 тыс. человек в 2000 году.
Инвестиционная политика, проводимая в Москве, обусловила сокращение объемов высвобождения работников. Если в 1999 году заявленная численность высвобождаемых работников составила 36,2 тыс. человек, то в 2000 году - 28,1 тыс. человек (77,6% от уровня 1999 года).
Положительным явилось и то, что происходило дальнейшее сокращение численности и доли (от среднесписочной численности) работников организаций города, работавших в условиях вынужденной неполной занятости с 79,5 тыс. человек (2,9%) в 1999 году до 46,3 тыс. человек (1,7%) в 2000 году. Кроме того сокращалось количество московских организаций, имеющих задолженность по выдаче средств на заработную плату, со 179 до 140 единиц.
В связи с хроническим дефицитом рабочих кадров в строительстве и на транспорте для работы в этих отраслях привлекалась иностранная рабочая сила в рамках установленной квоты - 50 тыс. человек, или 0,9% от численности занятого населения.
В условиях позитивных экономических и финансовых изменений и наметившегося роста численности занятых в течение 2000 года наблюдался рост спроса на рабочую силу, заявленный организациями города со 134,9 тыс. вакансий на 01.01.2000 до 159,3 тыс. вакансий на 31.12.2000. Одновременно предложение рабочей силы имело тенденцию к увеличению. Численность граждан, обратившихся в Московскую службу занятости составила 368,5 тыс. человек против 334,5 тыс. человек в 1999 году. Прирост в основном был обусловлен увеличением текучести кадров и, прежде всего, за счет граждан, уволившихся по собственному желанию, а также обращением в службу занятости выпускников учебных заведений и граждан, имеющих длительный перерыв в работе. Следует отметить, что, несмотря на наметившуюся стабилизацию в сфере занятости, негативные явления на рынке труда продолжали иметь место и, прежде всего, такие, как несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, скрытая безработица из-за медленного инициирования банкротств предприятий и реструктуризации нерентабельных производств, наличие значительного количества вакансий с низким уровнем оплаты и неподходящими условиями труда.
Несбалансированность спроса и предложения по профессионально квалификационному составу определяет характер регистрируемой безработицы как структурную безработицу.
В 2000 году в Москве произошел перелом в динамике общей и регистрируемой безработицы. Максимальная численность безработных граждан была зафиксирована в апреле 1999 года, которая составила 61 тыс. человек, а в течение 2000 года наблюдалось устойчивое снижение зарегистрированной безработицы - с 44,6 тыс. до 34,5 тыс. человек в октябре и лишь к концу года списочная численность безработных незначительно увеличилась и составила 36,1 тыс. человек.
Улучшились и показатели средней продолжительности безработицы, которая сократилась в 2000 году до 6,4 месяцев против 7,1 месяца в 1999 году.
Уровень регистрируемой безработицы на конец 2000 года составил в зависимости от расчета экономически активного населения Госкомстатом России (на основании итогов выборочного обследования по проблемам занятости) и Мосгоркомстатом соответственно 0,84% и 0,64%. Среднегодовой уровень безработицы в 2000 году составил 0,7% (в 1999 году - 1,0%). Таким образом, улучшение ситуации в экономике города в 2000 году сопровождалось снижением абсолютного и относительного показателей регистрируемой безработицы.
Вместе с тем происходило изменение состава безработных в сторону увеличения доли менее конкурентоспособных на рынке труда категорий граждан, а именно: женщин, и среди них одиноких и многодетных матерей, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан, имеющих длительный перерыв в работе, а также молодежи в возрасте 16-29 лет. Доля женщин в общей численности безработных возросла за 2000 год с 70 до 73%, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, - с 7 до 10%, с 17 до 20% вырос удельный вес молодежи. Тем не менее, повышение качества предоставляемых услуг по трудоустройству граждан и подбору кадров.
В 2000 году московской службой занятости в различные отрасли экономики были направлены более 356,9 тыс. человек.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда службой занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации были направлены 15,7 тыс. безработных граждан, 21,1 тыс. человек прошли переподготовку и повышение квалификации за счет средств организаций.
В целом в 2000 году при содействии службы занятости было обеспечено профессиональное обучение 37,2 тыс. человек.
В результате реализации городских инвестиционных программ в экономике города было создано 58 тыс. новых рабочих мест.
За счет средств Фонда занятости населения г.Москвы было создано новых, перепрофилировано устаревших и сохранено действующих 9,4 тыс. рабочих мест, в первую очередь для категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
Значительно увеличились масштабы общественных и временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи. С целью снижения напряженности на рынке труда в 2000 году на общественные работы службой занятости были направлены 98,2 тыс. человек (в 1,2 раза больше, чем в 1999 году); во временных работах приняли участие 51,3 тыс. несовершеннолетних москвичей, в том числе из семей безработных граждан, одиноких и многодетных родителей.
В целях содействия занятости групп населения, особо нуждающихся в социальной защите, осуществлялась реализация подпрограмм по содействию занятости и социальной защите: подростков и молодежи, выпускников учебных заведений, включая детей-инвалидов и детей-сирот; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; инвалидов, имеющих трудовые рекомендации; военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, и членов их семей; лиц без определенного места жительства и др.
Финансовые затраты на реализацию Программы содействия занятости в 2000 году составили 2579,9 млн. рублей. При этом на мероприятия активной политики занятости было выделено 1406,7 млн. рублей (54,5%), на материальную поддержку безработных 514,2 млн. рублей (19,9%).
Реализация Программы содействовала повышению занятости и конкурентоспособности населения на рынке труда, снижению уровня регистрируемой безработицы, обеспечила социальную защиту населения при безработице, позволила смягчить социально-экономическую ситуацию в Москве.