Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 29 мая 2001 года N 482-ПП
О прогнозе социально-экономического развития г.Москвы
на 2002 год и на период до 2004 года
Оценка текущего состояния экономики города
В 2000 году сохранилась положительная динамика социально-экономического развития города. Темп роста валового регионального продукта составил 107,8%, промышленного производства 112,6%, инвестиций - 114,9%. Заметно улучшились финансовые результаты работы предприятий и организаций, налоговые поступления от хозяйствующих субъектов в городской бюджет. Устойчиво повышались реальные доходы работающих (118% к уровню прошлого 1999 года). Реальные денежные доходы населения города также увеличились на 10,5%.
Вместе с тем факторы, связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и девальвацией рубля, исчерпали себя. В первые месяцы текущего года экономический рост стал замедляться, снизились темпы роста прибыли предприятий и организаций.
Однако эти тенденции носят временный характер. Инвестиционный и потребительский спрос в городе не снижается, что позволит повысить темпы производства во второй половине текущего года и обеспечить их на уровне 5-6% ежегодно в среднесрочной перспективе.
Прогноз социально-экономического развития города в 2002 году и на период до 2004 года сформирован в двух вариантах на основе макроэкономических показателей, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и согласованных Правительством Российской Федерации.
Первый вариант исходит из принципа консервативного прогноза, учитывающего менее благоприятное сочетание для экономики города внешних и внутренних условий.
Второй вариант разрабатывался с учетом возможности получения городом дополнительных доходов за счет сохранения высокой конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы и других факторов.
Ключевыми условиями, влияющими на экономический рост в городе в среднесрочной перспективе, являются динамика наполнения бюджета, темпы роста реальных доходов населения, изменение тарифов естественных монополий и обменного курса.
При разработке прогноза на среднесрочную перспективу учитывался ряд ограничений экономического и внеэкономического характера, в том числе отсутствие возможностей для активного увеличения доли государственных инвестиций в ВРП в связи с обслуживанием городом своих долговых обязательств, а также негативное влияние на темпы роста экономики высокой изношенности основных производственных фондов, особенно в обрабатывающей, легкой промышленности и стройиндустрии, где из-за недостаточных инвестиционных возможностей сдерживается выбытие изношенного оборудования.
К 2004 году ожидается некоторое ухудшение показателей внешнеэкономической деятельности по сравнению с 1999 годом. При наращивании экспорта из Москвы в 1,29 раза импорт в город увеличится в 1,47 раза. Рост экспортных поставок металлопродукции и машинотехнической продукции московских предприятий будет ограничиваться ее низкой конкурентоспособностью. Наряду с этим увеличится поступление импортных товаров и изделий на потребительский рынок города.
Демографическая ситуация в городе, рынок труда
в 2002-2004 годах
Меры по повышению уровня доходов населения города, адресная поддержка семей, имеющих детей, и горожан старших возрастов, улучшение медицинского и социального обслуживания будут способствовать некоторому улучшению демографической ситуации в городе.
Ожидаемая продолжительность жизни москвичей к 2005 году увеличится до 69,4 лет. За счет увеличения рождаемости и сокращения смертности населения естественная убыль жителей города сократится с 58,1 до 48,1 тысяч человек в год. Одновременно сохранится высокий миграционный приток населения - 55-65 тысяч человек в год.
Численность населения Москвы за 2002-2004 годы увеличится незначительно и составит в 2004 году 8556,5 тыс. человек. Ожидается увеличение доли пенсионеров в численности населения Москвы до 24,6%.
Прогноз спроса и предложения рабочей силы по г.Москве в 2002-2004 годах*
________________
*) в среднегодовом исчислении, тыс.человек.
I вариант
2000 год | 2001 год | прогноз | |||
|
|
| 2002 год | 2003 год | 2004 год |
Занятые в экономике города | 5422 | 5433 | 5439 | 5443 | 5451 |
Численность безработных (по методике Международной организации труда) | 226 | 165 | 156 | 147 | 135 |
в том числе официально зарегистрированных | 37 | 40 | 43 | 49 | 50 |
Экономически активное население | 5648 | 5598 | 5595 | 5590 | 5586 |
В среднесрочный период город будет обеспечен трудовыми ресурсами в необходимом количестве за счет собственного экономически активного населения, привлечения рабочей силы из Московской области и других территорий.
Реструктуризация производства, ликвидация убыточных предприятий в городе приведет к ежегодному сокращению 7-9 тыс. рабочих мест. Наряду с этим реализация программ развития отраслей экономики и социальной сферы, другие меры поддержки предприятий позволят ежегодно создавать 21-23 тыс. новых рабочих мест, отвечающих современным требованиям. Это позволит обеспечить баланс между предложением рабочей силы и спросом на нее и сохранить устойчивую ситуацию на рынке труда города.
На основе городской системы социального партнерства будут осуществляться необходимые меры по повышению эффективности использования рабочей силы, усилению охраны труда, восстановлению стимулирующих функций заработной платы. Уровень официально зарегистрированной безработицы не превысит в 2004 году 0,9% общего числа занятых.