Основываясь на общих принципах правовых и экономических отношений, установленных законодательством в сфере размещения и выполнения государственного заказа, и с целью достижения баланса интересов города и организаций, являющихся естественными локальными монополистами, содержанием отношений между ними являются:
- выделение работ, которые могут проводится на конкурсных началах (поставка сырья и материалов, ремонтные работы и др.);
- согласование тарифов и цен на поставляемую для нужд города продукцию, работы и услуги;
- распределение полученной прибыли по согласованию с городской администрацией;
- формирование планов капитальных вложений и проектов целевых программ развития по согласованию с городской администрацией;
- внедрение альтернативных технологий с целью демонополизации предоставления услуг.
В целях снижения издержек по поставке коммунальных услуг, применяемые в городе для расчетов с населением и прочими потребителями тарифы на тепловую и электрическую энергию, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, вывоз мусора регулируются Региональной энергетической комиссией города Москвы и Межведомственной комиссией по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы.
Указанное позволяет обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, предназначенных для возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию и затрат на обезвреживание бытовых отходов на мусоросжигательных заводах и мусороперегрузочных станциях, а также способствует формированию экономически обоснованных тарифов.
В сложившихся условиях тарифная политика Правительства Москвы должна иметь следующие цели и ограничения:
- увеличение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги должно осуществляться плавно, регулярно, исходя из утвержденных Московской городской Думой принципов с одновременной защитой малообеспеченных слоев населения и сохранением жизненного уровня семей со средним достатком;
- начиная с 2002 года, перейти на оплату жилищно-коммунальных услуг, исходя из их фактической стоимости, гражданами собственниками жилых помещений, ставшими таковыми в результате договоров купли-продажи, что позволит значительно сэкономить бюджетные средства;
- перейти на расчеты с населением за тепловую энергию, предусматривающие фактическое ее потребление жилым зданием;
- завершить переход в оплате тепловой и электрической энергии и услуг водоснабжения на два тарифа - для населения и других потребителей, при этом повышая тарифы для населения в более быстром темпе, чем для других потребителей;
- рост доходов населения должен ненамного, но опережать рост увеличения платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Важнейшим аспектом регулирования деятельности организаций по поставке коммунальных услуг является исключение из существующей практики перекрестного субсидирования населения в результате увеличения платежного бремени в реальном секторе экономики.
Эта задача должна решаться путем перехода к возмещению расходов жилищных и ресурсоснабжающих организаций, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, через городской Центр жилищных субсидий.