3.1. Центральная часть города
Центральное городское ядро
Первоочередной задачей при совершенствовании организации дорожного движения в центральном городском ядре является организация пропуска транзитных транспортных потоков через его территорию. Транзитное движение характеризуется величиной около 20 тыс.транспортных единиц в час. Значительное снижение или полная ликвидация этого потока позволила бы решить транспортную проблему данной территории. Однако такое решение на сегодня невозможно, т.к. оно повлечет за собой значительную дополнительную загрузку и без того перегруженного Садового кольца.
Тем не менее общая стратегическая установка на снижение транспортной роли центральной части города должна постепенно реализовываться, начиная уже с краткосрочного периода.
В краткосрочный период в Москве будет осуществлен ряд проектов по развитию улично-дорожной сети, способствующих разгрузке центра города. Это, прежде всего, ввод в эксплуатацию участков Третьего транспортного кольца. Главной составляющей всего комплекса мер по совершенствованию организации дорожного движения в центре города остается развитие автоматизированной системы управления дорожным движением "СТАРТ" и выполнение программы локальных мероприятий. Это позволяет упорядочивать и постепенно ограничивать транзитное движение через центр. Мероприятия соответствующей направленности будут разработаны в рамках КСОД в центральной части г.Москвы с активным использованием имитационного моделирования на ЭВМ для выбора оптимального варианта.
Реализация общих целевых установок в краткосрочный период включает в себя:
1. Выполнение мероприятий по повышению пропускной способности магистральной улично-дорожной сети, предназначенной для пропуска транзитных транспортных потоков, и скорости сообщения транспортных потоков на этой сети. Это требование предполагает максимальное использование ширины проезжей части транзитными транспортными средствами, а потому отказ от размещения на проезжих частях данных магистралей автостоянок и приоритетных полос движения общественного пассажирского транспорта. На этих магистралях должна быть обеспечена эффективная координация работы светофорных объектов и выполнен ряд других мероприятий, в частности:
- уменьшение числа мест съезда (въезда) с магистральной на местную улично-дорожную сеть;
- уточнение задач, возлагаемых на систему "СТАРТ", в связи с изменениями характера распределения транспортных потоков в центральном городском ядре и завершение внедрения этой системы;
- оптимизация системы одностороннего движения как на магистральной, так и на прочей улично-дорожной сети;
2. Создание на межмагистральных территориях центрального городского ядра системы зонального ограничения движения транспортных средств. Эта система должна обеспечить межмагистральным территориям статус зоны "успокоенного движения". Система будет реализована за счет оптимальной комбинации различных по степени вводимых ограничений зональных методов организации дорожного движения: зоны с ограниченной скоростью движения транспортных средств, "жилые" зоны, пешеходные зоны (бестранспортные или с ограниченным доступом транспортных средств). При создании пешеходных зон будет попутно преследоваться цель создания физических преград для использования местной улично-дорожной сети транзитными транспортными потоками.
3. Полное запрещение неорганизованных стоянок транспортных средств на улично-дорожной сети центрального городского ядра, регулирование времени нахождения автомобилей на организованных стоянках.
Садовое кольцо
Количественная характеристика транспортных потоков на Садовом кольце в настоящее время выражается суммарной величиной интенсивности движения в 16100 автомобилей в час. Садовое кольцо является распределителем транспортных потоков. Существенное снижение его транспортной нагрузки достижимо путем уменьшения объема транзитного транспортного потока и уменьшением его роли как магистрали, обслуживающей центральное городское ядро.
Компенсировать повышение интенсивности движения в результате роста автомобилизации необходимо за счет:
а) введения в эксплуатацию участков Третьего транспортного кольца, строительства на Садовом кольце запланированных транспортных развязок и внеуличных пешеходных переходов;
б) уменьшения величины пробега транзитных транспортных средств по Садовому кольцу путем:
- оптимального управления распределением транспортных потоков в периферийной зоне Москвы с тем, чтобы транспортные средства поступали с периферии на Садовое кольцо в пункты, обеспечивающие их минимальный пробег по Садовому кольцу;
- совершенствования схем организации дорожного движения на перекрестках Садового кольца;
- оптимизации числа и мест разворота транспортных средств на Садовом кольце;
в) совершенствования системы регулирования дорожного движения на Садовом кольце, в частности, адаптации работы светофорных объектов к дорожным, погодным и временным факторам, повышения качества координированного регулирования, упорядочение транспортных потоков на подходах к перекресткам и на территориях перекрестков (широкое использование направляющих устройств), введения обоснованных ограничений на перестроения и стоянки транспортных средств на перегонах и пр.
В краткосрочный период нельзя искусственно ограничивать доступ транспортных средств с Садового кольца в центральное городское ядро, т.к. это повлечет за собой увеличение пробега транспортных средств непосредственно по Садовому кольцу. В краткосрочный период не планируется реализация мероприятий по снижению транспортной роли Садового кольца.
Вместе с тем представляется необходимым предотвратить поступление мощных транспортных потоков с Садового кольца на улицы, не предусмотренные для пропуска транзитных транспортных потоков. Конкретные мероприятия по снижению загрузки Садового кольца (так же как и центрального городского ядра) транзитными транспортными потоками будут определены на основе анализа различных вариантов с использованием имитационной модели.
Изменение ситуации в центральном городском ядре требует выделения дополнительных площадей для размещения автостоянок (парковок, паркингов) большой вместимости.
3.2. Срединная и периферийная части города
Для решения задачи улучшения условий движения транспорта в краткосрочный период будет проделана следующая работа:
1) разработана и частично реализована схема оптимального распределения транспортных потоков по улично-дорожной сети, в том числе система ограничений на движение грузового автотранспорта; оптимизирована схема одностороннего движения транспортных средств; получит дальнейшее территориальное и функциональное развитие система "СТАРТ"; внедрены приоритетные условия движения общественного пассажирского транспорта на ряде магистральных улиц общегородского значения; завершено оснащение Третьего транспортного кольца комплексом технических средств контроля и управления движением и системы информирования участников дорожного движения. Все перечисленные мероприятия будут запланированы и реализованы во исполнение рекомендаций КСОД и программ локальных мероприятий, выполняемых по магистральному и территориальному принципам;
2) разработан и реализован комплекс мероприятий, направленных на улучшение транспортной взаимосвязи территорий, включающих в себя как строительство новых, так и реконструкцию существующих транспортных связей, пересмотр действующих схем организации движения;
3) разработана и внедрена общегородская автоматизированная система мониторинга транспортных потоков. Она будет основываться на постоянно действующей технологии экспресс-анализа существующих дорожно-транспортных условий. Система мониторинга должна стать основой для принятия решений об очередных пересмотрах КСОД в отдельных транспортно-планировочных районах;