Недействующий

Об основных направлениях совершенствования организации дорожного движения в г.Москве (утратило силу на основании постановления Правительства Москвы от 15.09.2015 N 588-ПП)

2. Основные критерии и принципы разработки
мероприятий по организации дорожного движения в г.Москве

Совершенствование организации дорожного движения базируется на комплексном подходе к проблеме, предусматривающем системную проработку всех составляющих аспектов: правовая база, организационные мероприятия, техническое обеспечение. Основной критерий - повышение экономической эффективности транспортного процесса, прямым образом связанной с минимизацией затрат времени на движение и величины пробега транспортных средств.

Минимизация названных параметров будет достигнута с учетом обеспечения требуемого уровня безопасности дорожного движения, экологической безопасности окружающей среды, а также архитектурно-градостроительных, социальных, историко-культурных факторов. При этом в таком городе, как Москва, количественные значения всех перечисленных факторов зависят от территориальных и временных признаков.

По территориальному признаку проблема совершенствования организации дорожного движения разделяется на три части: центральная часть города, включая Садовое кольцо, срединная зона - между Садовым и Третьим транспортным кольцами и остальная городская территория, включая МКАД.

Выделение центральной части города - общепринятая мировая практика, учитывая уникальную историческую и функциональную специфику этой территории и ее особую транспортную роль.

В Основных направлениях осуществляется дифференцированный подход к проработанности вопросов организации дорожного движения как по описываемым территориям, так и в отношении длительности прогнозируемых временных периодов. Причем если для центральной части города реальным для разработки планов является выделение трех составляющих: краткосрочный период - до полного ввода в эксплуатацию Третьего транспортного кольца, среднесрочный период - до 2010 года и долгосрочный период - расчетный срок Генерального плана г.Москвы, то для прочей территории города целесообразно ограничиться самыми общими стратегическими принципами совершенствования системы организации дорожного движения с ориентировочным распределением основных мероприятий по указанным трем расчетным периодам.

В Основных направлениях учитываются в первую очередь градостроительные перспективы и дорожно-строительная политика развития Москвы. В Генеральном плане развития Москвы предусмотрены существенные изменения функциональной организации города, в том числе связанные с перебазированием и ликвидацией ряда предприятий и организаций.

Программы совершенствования организации дорожного движения в обязательном порядке должны планироваться и реализовываться одновременно с наращиванием темпов дорожно-мостового строительства и с учетом сложившихся традиций и тенденций в развитии города, финансовых и технических возможностей.

Центральное ядро города

Многофункциональная загруженность центра города, несопоставимая по своей величине с загруженностью других зональных центров, обуславливает его высокую привлекательность для целевых поездок. Центр Москвы является самым мощным в городе районом притяжения транспортных потоков. Кроме того, в связи с исторически сложившейся в Москве радиально-кольцевой структурой улично-дорожной сети (с заметным преобладанием радиальной составляющей) центр города интенсивно используется транзитными транспортными потоками. Все это привело к тому, что центр города первым столкнулся с проблемами транспортных заторов и экологической безопасности.

В то же время социальная, экономическая, политическая и историческая значимость центра г.Москвы требует первоочередного принятия защитных мер против негативных последствий ускоренной автомобилизации общества.

Кардинальное решение проблем центра заключается в снижении его транспортной загрузки, т.е. уменьшении его роли в общегородской транспортной системе.

Это решение достигается при одновременном использовании мероприятий, направленных как на уменьшение привлекательности центра города в качестве пункта целевого назначения поездок, так и на сокращение транзитных транспортных потоков через центр города. К основным мероприятиям такого рода относятся:

- уменьшение притяжения транспортных потоков путем сокращения или запрещения строительства новых объектов финансово-деловой сферы, ограничения строительства торгово-обслуживающих объектов в пределах Садового кольца;

- реализация парковочной политики, выражающейся в строительстве многоярусных внеуличных паркингов при одновременной ликвидации неорганизованных автостоянок на проезжих частях улиц и упорядочении пользования организованными автостоянками;

- введение ограничений на въезд транспортных средств в центральную часть города;

- вывод из центральной части города ряда учреждений и организаций;

- ограничение числа улиц, используемых для пропуска транзитных транспортных потоков, с одновременным обеспечением их максимальной пропускной способности;

- создание организационных и регулировочных препятствий для использования прочей улично-дорожной сети центра города транзитными транспортными потоками за счет введения режима "успокоенного движения"* на межмагистральных территориях и обеспечения приоритетного использования этих территорий пешеходным движением.

________________

* Режим "успокоенного движения" предусматривает введение пониженного предела скорости движения транспортных средств на определенной территории. Установление этого режима возможно путем введения зонального ограничения скорости движения.


Срединная и периферийная части города

Москва располагает крупномасштабными планами и программами перспективного дорожного строительства, в том числе увязанными со строительством и реконструкцией федеральной дорожной сети Московской области. Планируемые работы тем более требуют акцентирования внимания на создании научно обоснованной и эффективной общегородской системы организации дорожного движения. Проектирование и реализация системы требует наличия достаточно информативной базы данных о параметрах и условиях дорожного движения, а также соответствующего инструментария (нормативно-правового, инструктивно-методического и аппаратурно-технического) для принятия управленческих решений. Кроме того, необходим эффективный управленческий механизм для реализации принятых решений.

На сегодняшний день наиболее остро ощущается нехватка транспортных связей между различными городскими территориями. Недостаточная транспортная связанность территорий является причиной того, что по показателям эффективности транспортного процесса Москва сопоставима с городами линейной территориальной структуры.

Устранение этих недостатков позволит компенсировать ущерб дорожному движению в результате затрудненных транспортных связей через водные преграды (Москва-река, река Яуза, канал Москва-Волга, река Сходня и др. водотоки), а также разветвленную сеть железных дорог. Затрудненность связей объясняется низкой плотностью мостовых переходов, что вызывает значительные перепробеги транспортных потоков и дополнительную нагрузку на улично-дорожную сеть. Реализация программы строительства новых мостов и путепроводов, так же как и строительства и реконструкции магистральной УДС в связи с большими экономическими и временными затратами, должна выполняться в течение всего расчетного периода настоящих Основных направлений. Однако оперативное улучшение показателя связанности планировочных районов Москвы требует первоочередного внимания к схемам организации дорожного движения на общегородских радиальных магистралях, разрывающих поперечные транспортные связи и являющихся для них преградой, равноценной по сложности преодолению реки или железной дороги.

Приоритетными являются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие (в территориальном и функциональном аспектах) общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением. При этом она не будет ограничиваться оптимизацией светофорного регулирования, а возьмет на себя основную роль в оптимизации распределения транспортных потоков посредством системы информационно-указательных дорожных знаков направлений движения с переменной информацией. Ее роль в общегородской системе мониторинга транспортных потоков будет постоянно усиливаться.

Существенное внимание будет уделено организации дорожного движения на межмагистральных территориях с использованием широко распространенных в зарубежной практике зон "успокоенного движения", что способствует снижению дорожно-транспортного травматизма и увеличению экологической безопасности окружающей среды.

Качество системы организации дорожного движения и общий городской облик тесно связаны с ассортиментом используемых методов организации дорожного движения и качеством технических средств.

Необходимо более широкое применение в Москве таких широко распространенных в зарубежных городах методов, как обеспечение приоритетных условий движения наземного общественного пассажирского транспорта, "жилые зоны", автоматизированное перераспределение транспортных потоков в экстремальных условиях, упорядочение движения грузового автотранспорта, управление работой автостоянок с соответствующей информацией водителей о наличии свободных стояночных мест и др. Должен получить, наконец, положительное разрешение вопрос создания в городе современной системы информирования участников дорожного движения о направлениях и условиях движения по улично-дорожной сети. Должен завершиться процесс модернизации светофорного хозяйства с переходом на современное оборудование, оснащения улично-дорожной сети техническими средствами контроля за движением и сбора информации о параметрах транспортных потоков. В связи с этим, наряду с разработкой соответствующих мероприятий в рамках комплексных схем организации дорожного движения (КСОД), требуется дальнейшее развитие общегородской программы мероприятий по совершенствованию организации дорожного движения на локальных участках с приоритетным вниманием к основным транспортным коридорам.

Остротой отличается проблема эксплуатации технических средств организации дорожного движения. Их постоянное поддержание (особенно светофорных объектов) в надлежащем эксплуатационном состоянии требует особого внимания.