1996 год | 1998 год | 2000 год по сравнению с 1998 годом | |
Учреждения (единиц) | 494 | 481 | -13 |
Из них требующих капитального ремонта | 200 | 219 | +19 |
Формирования (единиц). | 3413 | 3819 | +406 |
Количество участников (человек) | 76175 | 81127 | +4952 |
Детские формирования клубного типа (единиц). | 1948 | 2142 | +194 |
Количество детей-участников (человек) | 38418 | 40476 | +2058 |
Самостоятельные формирования (единиц). | 1928 | 2235 | +307 |
Количество участников (человек) | 29881 | 32814 | +2933 |
Число проведенных мероприятий, | 56382 | 58422 | +2040 |
в том числе для детей | 20655 | 23835 | +3180 |
Формирования на платной основе (единиц) | 21055 | 24038 | +2983 |
Учреждения и формирования в сельской местности, | 38231 | 39941 | +1710 |
в том числе для детей | 14765 | 17117 | +2352 |
Большое внимание уделяется развитию национальных культурных традиций малочисленных народов Ленинградской области: вепсский праздник "Дерево жизни" в Подпорожском районе, марийский праздник "Пейледыш-Пейрен" во Всеволожской районе, праздник татарской культуры "Сабантуй" в Тосненском районе.
Проведены мероприятия, посвященные 70-летию Ленинградской области, 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, 55-летию со дня Победы над фашистской Германией, что позволило целенаправленно привлечь средства на восстановление и реставрацию памятных мест, связанных с этими датами, организовать массовые патриотические праздники.
Развитие музеев в период перемен обусловлено их адаптацией к рыночной экономике. Главной задачей анализируемого периода стало широкое использование возможностей, заложенных в музейном менеджменте и фандрэйзинге. Налаживаются межрегиональные и международные связи по линии сотрудничества с Архангельской, Петрозаводской областями, Ямало-Ненецким национальным округом, музеями Бельгии, Норвегии, Финляндии и Швеции.
В 1998 году открыт краеведческий музей в городе Тосно, в 1999 году - музей-усадьба Ганнибала в поселке Суйда, возобновлена работа восстанавливаемого после пожара музея-усадьбы В.В.Набокова в деревне Рождествено.
В процессе перехода музеев к новым принципам организации своей деятельности значительную роль сыграло постановление губернатора Ленинградской области от 16 октября 1998 года N 320-пг "Вопросы музейного дела в Ленинградской области", которое обусловило переход к многоканальной системе финансирования областных музеев, предусматривающий оплату расходов по содержанию музеев администрациями муниципальных образований. Реорганизация музейной сети предопределила ликвидацию Ленинградского областного музейного центра, выполнявшего организационные и научно-методические функции, и создание музейного агентства, призванного объединить музеи области на принципиально новых партнерских началах с осуществлением учетно-хранительной деятельности.
На территории Ленинградской области достаточно развита библиотечная сеть: 471 государственная библиотека и 43 профсоюзных и ведомственных. Государственные библиотеки обслуживают более 550 тысяч читателей, их число, как и число книговыдач, за последние годы постоянно увеличивается.
Проблемы развития сельских библиотек в современной социально-культурной ситуации обсуждаются на районных семинарах "Сельская библиотека в культуре региона", "Мой дом, моя семья, моя земля" (Кировский, Тихвинский, Лодейнопольский, Выборгский районы).
В рамках протокола о сотрудничестве Правительства Ленинградской области и международной благотворительной организации - Института "Открытое общество. Фонд содействия" (фонд Сороса) проводится работа по созданию компьютерной информационной сети для населения области. В этом проекте задействованы библиотеки городов Выборга, Гатчины, Волосово, Всеволожска, Кингисеппа и две областные в Санкт-Петербурге (все они имеют возможность подключения к оптоволоконному кабелю). Образована специальная рабочая группа, оформлена заявка на грант фонда Сороса.
Программа развития сферы культуры Ленинградской области на 1996-2000 годы позволила выявить интересный и перспективный вид деятельности Ленинградской областной детской библиотеки по изучению проблем детского чтения и внедрения новых методов работы с подрастающим поколением. Полученный опыт стал предметом внимания и обсуждения на многочисленных всероссийских и международных семинарах и симпозиумах. Сформирована новая система компьютерного обеспечения библиотечных процессов, решен вопрос о выходе детской библиотеки в Интернет с использованием оптоволоконной связи.
Программа способствовала активизации деятельности театров и формированию на территории области комплекса театрально-концертного предложения.
Из шести профессиональных театров области наиболее известен в стране и за рубежом Академический Малый драматический театр под руководством народного артиста России Льва Додина, получивший в 1998 году почетное звание "Театр Европы". Успешно функционируют драматический театр "На Литейном", театр Сатиры на Васильевском и театр кукол "Святая крепость" в городе Выборге. Театры постоянно расширяют свою деятельность. В 1997-1999 годах некоторые из них открыли свои филиалы в области: Малый драматический - в городе Кириши, "Комедианты" - в городе Кингисеппе, "На Литейном" - в городе Тихвине. Укоренилась практика проведения фестивалей в районах области, где одновременно (в течение 10-12 дней) показывается большинство спектаклей, идущих на основной сцене. Несмотря на недостаточность финансирования, количественные показатели работы театров не снижаются. Кроме того, основная часть новых постановок была осуществлена за счет собственных средств театров, без дотаций из областного бюджета.
В сфере культуры Ленинградской области работают около 6,5 тысячи человек.
Система обучения и переподготовки кадров охватывает работников всех учреждений отрасли: библиотек, музеев, детских художественных и музыкальных школ, школ искусств, досуговых учреждений, театров, административных служб и управленческого аппарата. За исследуемый период произведена реструктуризация системы подготовки и переподготовки кадров специалистов культуры, а также методического обеспечения работы учреждений культуры, объединившей в одно областное учреждение три ранее существовавших. Проводятся выездные занятия в районах области, что позволяет работникам культуры, не имеющим возможности из-за финансовых ограничений посещать областные курсы, получать необходимые знания и навыки. По программам "Библиотеки в меняющемся мире", "Библиотеки Санкт-Петербурга и мира", "Менеджер библиотеки", "Комплектование фондов в условиях рыночной экономики" прошли обучение директора центральной библиотечной системы, методисты, заведующие отделами, главные специалисты, библиотекари городских и сельских библиотек.
В рамках подготовки кадров для сферы культуры Программой предусмотрены меры по профессиональной ориентации молодежи.
В Ленинградской области работают 112 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств. Несмотря на ряд объективных трудностей, были открыты три новых школы: школа искусств в поселке Большая Ижора Ломоносовского района, художественная школа в городе Приозерске и хоровая экспериментальная школа в городе Пикалево. Положительной является тенденция перерастания детских музыкальных школ в детские школы искусств, их объединение с художественными школами, открытие новых отделений: театрального, хореографического (города Бокситогорск, Волосово, Всеволожск, Луга, Тосно), джазового (деревня Нурма Тосненского района), фольклорного (город Пикалево). В школах Ленинградской области работают около 2000 специалистов, образовательный уровень и результативность работы которых выводят школы области на одно из первых мест в Северо-Западном регионе России. Финансовая поддержка одаренных детей областных школ искусств осуществлялась через именные стипендии России и Ленинградской области: 17 учащихся 1997/1998 учебного года и 10 учащихся 1998/1999 учебного года стали стипендиатами Министерства культуры Российской Федерации, 32 учащихся получали стипендии губернатора Ленинградской области.
Деятельность работников культуры и искусства Ленинградской области высоко оценена Правительством Российской Федерации. За 2,5 года присвоены почетные звания 63 работникам. Показатель обеспеченности специалистами с высшим и средним специальным образованием один из самых высоких в России.
Несмотря на сложное состояние экономики Ленинградской области и России в целом в программе достаточно внимания уделялось укреплению материальной базы учреждений культуры. Продолжилось строительство городского Дворца культуры в городе Тосно и библиотеки в городе Волхове. Ежегодно к каждому новому театральному сезону осуществлялся косметический ремонт театров. В трех театрах - Малом драматическом театре (Театр Европы), театре "На Литейном" и театре Сатиры на Васильевском введены малые сцены. Выполнен ремонт инженерных сетей в Ленинградском областном колледже культуры и искусства и общежитии для его учащихся, после капитального ремонта введен в действие театр кукол в городе Выборге, предоставлены новые помещения музейному агентству (с выставочно-концертным залом), оркестру русских народных инструментов "Метелица", учебно-методическому центру культуры и искусства, департаменту по охране и использованию памятников истории и культуры.
В 1997 году, в год 70-летнего юбилея Ленинградской области, 10 учреждений культуры получили в пользование автобусы. Однако по-прежнему сохраняется острая необходимость в транспорте у большинства театров, департамента по охране памятников, учебно-методического центра культуры и искусства, ряда учреждений культуры муниципальных образований.
Работа в условиях формирующейся рыночной экономики, недостаточной наполненности бюджетов всех уровней привела к осознанию работниками культуры необходимости строгой экономии средств и поисков путей их заработка, привлечения в отрасль спонсорских и меценатских средств.
В целях защиты культурного достояния был принят ряд областных нормативных актов, способствующих стабилизации отрасли и повышению ответственности за состояние сферы культуры. В декабре 1997 года принят областной закон об обязательном библиотечном экземпляре документов, способствующий формированию фондов библиотек документами, издающимися на территории области. В мае 1999 года Правительством Ленинградской области одобрен проект закона о культуре Ленинградской области, который в настоящее время проходит доработку.
Комитет по культуре участвовал в подготовке всех нормативных актов Правительства Ленинградской области, в которых затрагивались интересы культуры (градостроительство, землеотвод, экология и т.п.).
В 1997-1998 годах на территории области было организовано проведение расширенных заседаний Коллегии Министерства культуры Российской Федерации, заседаний Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по самоуправлению и по национальностям.
В условиях действия закона о муниципальном самоуправлении, внесшего коррективы в систему реализации ведомственных интересов в целом, на первый план выдвинулась важнейшая задача поиска наиболее эффективной формы консолидации деятельности комитета по культуре Правительства Ленинградской области и администраций областных муниципальных образований.
Анализ и изучение опыта практической работы в социально-культурной сфере, накопленного в регионе, позволил выработать принципиально новые подходы в согласовании ведомственной деятельности комитета и органов государственной власти на местах. Этому способствовало заключение договоров о разделении полномочий и делегировании государственных полномочий муниципальным образованиям Ленинградской области на основе ориентации на их специфические особенности, социально-демографические, экономические характеристики (наличие или отсутствие градообразующих предприятий, показатели занятости населения, удаленность от районных центров и Санкт-Петербурга и т.д.), обладание теми или иными локальными культурными традициями, памятниками истории, наличие исторически детерминированных жизненных и нравственных приоритетов. Механизм согласования деятельности включает выработку общих принципов взаимодействия с учетом потребностей муниципальных образований, задач, определяемых государственной политикой в сфере культуры, и вытекающей из этого общности целей и позиций, а также интеллектуальных и финансовых вложений. Модель была опробована в условиях муниципального образования город Коммунар и доказала свою жизнеспособность.
Непосредственные контакты руководителей комитета по культуре с главами муниципальных образований ускоряют и оптимизируют решение большинства вопросов социально-культурной деятельности, позволяют опереться на местные социальные программы, находят взаимопонимание и поддержку. Концентрация средств и усилий на наиболее значимых и актуальных для муниципальных образований аспектах социально-культурной деятельности, а не навязывание теоретически верных, но не первоочередных задач позволяет избежать распыления всех видов ресурсов.