Профессиональные училища и лицеи Ленинградской области реализуют следующие важнейшие функции:
социальная защита обучающихся через получение ими начального профессионального образования высокого уровня, что позволяет им обеспечить достойное вхождение во взрослую жизнь;
планомерное воспроизводство квалифицированных трудовых ресурсов для предприятий и организаций всех отраслей экономики региона.
Основной контингент обучаемых в учреждениях начального профессионального образования - жители Ленинградской области (96,7% общего числа обучающихся).
При мощности учебных заведений начального профессионального образования - 19160 ученических мест - коэффициент загруженности училищ составляет 1,15, а с учетом переподготовки взрослого населения - 1,47, что значительно превышает средние показатели по России (соответственно 0,9 и 1,1).
Общая занятость выпускников 1999 года составила около 80%.
Реализуется принцип общедоступности и бесплатности начального профессионального образования, что крайне важно, поскольку 75% обучающихся в этой системе - дети из малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья. С каждым годом растет количество детей-сирот, поступающих в училища и лицеи (3,1% общего контингента).
Вместе с тем профессиональное образование, являясь важной составляющей региона, должно более эффективно решать проблемы обеспечения кадрами промышленные предприятия на основе долгосрочных прогнозов. Таким образом, необходимо создание новых механизмов взаимодействия учреждений НПО с производством, особенно по перспективным направлениям развития промышленности, а также сельского хозяйства, сферы услуг.
Цель проекта - создание правовых, экономических, организационных условий для развития системы начального профессионального образования и оптимального использования ее потенциала для подготовки конкурентоспособных выпускников, быстро адаптирующихся к изменчивому рынку труда, складывающемуся на территории Ленинградской области.
Задачи проекта:
углубление процесса регионализации профессионального образования и опережающее управление этим процессом;
расширение спектра профессионально-образовательных услуг на базе действующих учреждений начального профессионального образования для различных групп населения;
обеспечение хозяйственной сферы региона кадрами рабочих и специалистов с достаточным уровнем профессиональных возможностей и адаптивных способностей для успешной интеграции в социально-экономическую среду.
Основные направления проекта:
реструктуризация сети учебных заведений с учетом тенденций изменений в экономике Ленинградской области и Санкт-Петербурга: перепрофилирование, интеграция, изменение статуса учебного заведения, открытие новых профессий, отделений для детей с особыми потребностями, отделения общеобразовательной подготовки, создание многоуровневых образовательных комплексов;
обновление содержания образования, повышение его качества; приведение содержания начального профессионального образования в соответствие с требованиями стандарта, запросами личности, реальными потребностями работодателя, требованиями к уровню квалификации, а также перспективами развития экономики и социальной сферы региона;
повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в соответствии с требованиями к уровню квалификации специалистов, а также перспективам развития экономики и социальной сферы региона;
формирование эффективных механизмов взаимодействия заинтересованных предприятий, организаций и учреждений начального профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих и специалистов;
определение заказа и планирование человеческих ресурсов на основе прогнозирования рынка труда, с учетом интересов профессиональных учебных заведений разного уровня, предприятий и организаций разных форм собственности при участии Комитета общего и профессионального образования, Комитета по экономике и инвестициям, Департамента федеральной государственной службы населения, их подразделений в муниципальных образованиях и работодателей;
расширение участия общества в управлении начальным профессиональным образованием (создание координационного совета по профессиональному образованию при Губернаторе области, общественных объединений и ассоциации на уровне муниципальных образований, разработка механизма заинтересованности предприятий и организаций в развитии учебно-материальной базы существующих и вновь открываемых профессий, повышении эффективности учебно-производственной деятельности);
проведение анализа материально-технической базы профессиональных учебных заведений на соответствие государственным образовательным стандартам и стандартам на профессии с целью обеспечения подготовки специалистов повышенного уровня.
Ресурсное обеспечение проекта:
нормативно-правовое (законодательное обеспечение региональной системы профессионального образования нормативно-правовой документацией для регулирования процесса оптимизации структуры системы профессионального образования; разработка регионального стандарта профессионального образования, образовательных стандартов для профессий Регионального перечня профессий начального профессионального образования, а также учебно-программной документации; разработка нормативной базы реализации основных образовательных программ начального профессионального образования в сокращенные сроки, в том числе в форме дистанционного обучения);
научно-методическое (разработка комплексного научно-методического обеспечения по профессиям и специальностям, включенным в Региональный перечень профессий начального профессионального образования и новым профессиям; разработка, апробация и внедрение эффективных технологий профессионального обучения, в том числе модульных);
учебно-методическое (адаптация к региональным требованиям комплектов учебно-программной документации, разработанных Институтом развития профессионального образования Российской Федерации; создание опорных центров по отраслевому признаку на базе училищ и лицеев; обучение специалистов по проведению мониторинга образовательных стандартов начального профессионального образования; создание независимых аттестационных комиссий по профессиям на региональном уровне; продолжение разработки содержания и внедрения стандартов среднего профессионального образования лицеями Ленинградской области, согласовавшими свои учебные планы в Управлении среднего профессионального образования Минобразования России);
кадровое (модернизация системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических работников профессиональных учебных заведений региона);
информационное (обеспечение информационного сопровождения, включающего комплекты учебно-программной документации по профессиям и специальностям, своевременное пополнение библиотечных фондов учебниками и учебными пособиями, учитывающими в полной мере современное содержание образования, требования стандарта начального профессионального образования);
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования, относятся: модернизация и развитие материально-технической базы с целью обеспечения требований квалификационных характеристик, внедрения в образовательный процесс современных и ресурсосберегающих производственных и педагогических технологий; создание экономических условий для эффективности функционирования библиотек, пополнения библиотечного фонда профессиональных училищ; привлечение многоканального финансирования (областного и муниципального), на содержание учебно-материальной базы профессиональных училищ.