Информатизация образования - одно из приоритетных направлений развития образования Ленинградской области.
Реализация задач, поставленных в программе развития образования Ленинградской области, а также в концепции развития сельской школы Ленинградской области, невозможна без применения новых информационных технологий в образовании, использования современных средств телекоммуникаций. Для полного перехода к такому этапу развития необходимо наличие компьютерной и телекоммуникационной техники.
Обеспечение сельских школ компьютерными классами выглядит следующим образом. Всего в сельских школах 944 компьютера. Компьютерные классы имеют 42% школ, оснащенные компьютерами Реntium (10% школ) и устаревшей техникой (УКНЦ, 286, 386) - 29% школ.
Современная техника должна быть дополнена модемами для возможности выхода в Интернет. В настоящее время сеансовый доступ имеют только 5 сельских школ. В муниципальных образованиях Выборгский и Лужский районы созданы компьютерные центры.
Наискорейший способ включения в мировую и российскую информационно-образовательную систему - создание субъектам образования условий для использования глобальной сети "Интернет".
Только половина муниципальных образований имеет выход в Интернет и связь по электронной почте, а также возможность перехода на электронный документооборот.
Таким образом, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения имеют различные возможности доступа к информационным ресурсам.
Это порождает проблему информационного неравенства и неравные условия для развития среды образования. Создание современной образовательной среды невозможно без интеграции Ленинградской области в российскую информационную систему и обеспечения доступа к современным информационным магистралям, российским и мировым базам данных в области образования.
Проект способствует формированию информационного подхода, направленного на совершенствование способов освоения информационного потока и информационных технологий, определяет стратегию и практические меры информационной поддержки существующей системы образования, ее эффективного функционирования и дальнейшего развития, отражает интересы и запросы всех участников образовательного процесса, и субъектов системы образования.
Цель проекта - формирование единого регионального информационного и образовательного пространства, интеграция муниципальных образовательных систем в единое информационно-образовательное пространство; информационная ориентация содержания образования, обеспечивающая подготовку сознания учащихся для адекватного восприятия новых реалий информационного общества.
Задачи проекта:
формирование информационного пространства системы образования, отвечающего национальным интересам и базирующегося на традициях отечественной культуры;
формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;
обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям, постепенное внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
обеспечение развития сложившейся методологии образования за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
методическое сопровождение массового внедрения информационных систем и технологий в учебный процесс и управленческую деятельность;
информационная поддержка системы образования; создание и использование в повседневной практике управления систем поддержки принятия решения; внедрение современных средств телекоммуникаций с целью поддержки решения управленческих задач;
содействие повышению качества образования, увеличению его доступности.
Основные направления проекта:
формирование инфраструктуры информационной сети:
создание условий для уменьшения и в дальнейшем ликвидации "информационного неравенства" муниципальных систем образования путем содействия обеспечению материально-технического, финансового, технологического доступа к информационным каналам;
поддержка (обновление) интегрированной базы данных электронных адресов учреждений образования Ленинградской области, а также других регионов; ведение аналогичной базы данных зарубежных коллег и партнеров;
организация системы электронного документооборота:
разработка комплекса мероприятий по учету, передаче, хранению электронной документации;
отработка механизма обмена электронной документацией между комитетом общего и профессионального образования и образовательными учреждениями области, а также между учреждениями; внедрение и освоение новых информационных технологий в управленческую и образовательную деятельность;
создание и развитие системы дистанционного обучения; внедрение элементов дистанционного обучения в систему непрерывного образования, создание условий для получения дополнительного образования в дистанционной форме обучения;
информационное обеспечение:
выявление информационных потребностей субъектов системы образования области;