В условиях сложностей бюджетного финансирования система образования должна принять меры, повышающие способность выживать, а это невозможно без организационно-экономических инноваций, без активной адаптации к социально-экономической среде, нацеленной не только на сохранение, но и на развитие.
Одной из главных проблем организационно-экономического реформирования системы образования является нормативное финансирование, которое призвано обеспечить государственные гарантии гражданам на образование в рамках государственного стандарта, способствовать организации территориальных фондов по реализации целевых и инновационных программ развития, определению направлений по оптимизации системы образования на всех уровнях ее управления и организации.
В связи с отсутствием федеральных нормативов и достаточных финансовых возможностей региона переход на региональные нормативы представляется очень сложным. Ситуация усложнена еще и тем, что многие нормативы устарели и не обновляются (в частности, строительные нормы, нормативы оснащенности оборудованием и т.д.), не реализуется в полном объеме система льгот и норм материального обеспечения учащихся и студентов, не работает система налоговых льгот, стимулирующих вложение капитала предприятий в развитие образования. Кроме того, законодательно не определены государственные образовательные стандарты по многим типам учреждений (например, дошкольные и дополнительного образования), т.е. отсутствует основа определения нормативов финансирования.
Эти и многие другие факторы позволяют предположить, что в ближайшее время разработка закона по установлению нормативов минимальной бюджетной обеспеченности крайне необходима, но не послужит основой для бюджетного планирования.
Возможно постепенное сближение минимальных социальных стандартов, утверждаемых ежегодно Правительством области (в расчете на одного жителя территории области), и экономических нормативов финансирования, предлагаемых комитетом общего и профессионального образования.
Таким образом, финансовое обеспечение, основанное на расчетах реальной потребности в бюджетных ассигнованиях с учетом нормативов, позволит принимать и утверждать бюджет образовательных учреждений, направленный на сохранение и развитие.
Вторым важным направлением в управленческой деятельности является повышение экономической и правовой грамотности органов управления образованием.
В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус руководителя, его управленческие функции, требования к профессиональной компетенции, психологическая готовность к самостоятельному хозяйствованию.
Программа "Основы экономических и правовых знаний руководителя учреждения", предлагаемая к реализации на ближайшие годы, даст возможность ознакомления с современным экономическим положением учебных заведений и основами хозяйствования, в том числе по предпринимательской деятельности, раскроет правовые нормы регулирующие деятельность образовательного учреждения.
Это позволит легче ориентироваться в образовательном пространстве, учитывать множество факторов при принятии управленческих решений, определять место и роль в системе экономических отношений, права и обязанности сторон - участников образовательного процесса. Программа включает в себя основы курсов "Маркетинг", "Менеджмент", "Бизнес-планирование" и др. Содержание курса направлено на реализацию следующих задач:
усвоение основных правовых норм деятельности образовательного учреждения в социуме;
формирование общего понимания механизма экономической деятельности образовательного учреждения;
формирование навыков и умения самостоятельно вести экономические расчеты, разрабатывать локальные правовые акты;
способствовать выработке активной позиции по внедрению современных подходов управления и хозяйствования;
формирование нового мышления, ориентированного на рынок и предпринимательскую культуру.
В настоящее время на территории области находится более 100 образовательных учреждений, руководители которых заинтересованы в приобретении экономических знаний. Реализацию программы можно осуществлять через повышение квалификации в Ленинградском областном институте развития образования или путем получения второго высшего образования на базе Ленинградского государственного областного университета им. А.С.Пушкина (по договорам). Материальные и педагогические ресурсы достаточны для организации полноценного обучения по предлагаемой программе.
В условиях демократизации системы образования, развития рынка образовательных услуг, устранения монополизма и формирования конкурентной среды в сфере образования происходит непрерывный процесс оптимизации финансирования, перенесение центра внимания от интересов областных и районных управленческих структур к интересам непосредственных организаторов и участников образовательного процесса, в первую очередь - к школам, педагогическим коллективам, учителям.
В последние годы в систему образования прочно вошли понятия "менеджмент" и "маркетинг". Мы начинаем осознавать, что и школа в определенной мере подвержена законам рыночной экономики.
Целью педагогического маркетинга ставится создание адаптированной к современным условиям конкурентоспособной школы. Здесь важно сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогноза и планов на всех уровнях управления. Задача службы маркетинга - реклама успехов школы в достижении поставленных целей и создание новой волны спроса на образовательные услуги учебного заведения.
Таким образом, условием конкурентоспособности учебного заведения являются: многопрофильное дифференцированное содержание образования, удобные для родителей и учащихся формы образования. Для этих целей создается служба маркетинга. Это новая функция для образовательных учреждений.