Необходимость разработки данного проекта обусловлена наличием негативных тенденций в области специального образования, несмотря на ощутимые успехи в последние годы.
Анализ контингента за последние 5 лет показал, что в связи с ухудшением здоровья детей соответственно увеличивается и контингент в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ленинградской области, а также в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.
В настоящее время из 220 тысяч детей, обучающихся в образовательных учреждениях области, 13247 детей или 6,65% получают специальное (коррекционное) образование.
В 1995 году в специальных школах-интернатах обучалось 3770 человек, в 1999 году - 4003 человека или на 7% больше; в 1995 году в классах коррекционно-развивающего обучения - 4089 человек, в 1999 году - 5153 человека или на 26% больше.
В 1995 году в области функционировало 21 специальное дошкольное учреждение, в 1999 году - 23; специальных (коррекционных) групп при дошкольных образовательных учреждениях в 1995 году было 87, в 1999 году - 441.
Не соответствует стандартам специального образования материально-техническая оснащенность коррекционных учреждений.
Нерешенной остается проблема кадровой оснащенности специального образования: в специальных школах 17,6% педагогов имеют специальное дефектологическое образование, а в специальных классах общеобразовательных школ вообще нет таких специалистов.
Интеграционный процесс протекает порой стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется без достаточной подготовленности образовательных учреждений и их педагогического корпуса. Из 6,6% детей с ограниченными возможностями 4,8% интегрировано в общеобразовательную среду.
Несовершенна в области система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нерешенной проблемой остается создание системы непрерывного специального образования, заключающейся в решении вопросов преемственности между дошкольным, школьным и профессиональным специальным обучением.
Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют пока ограниченную возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.
Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы специального (коррекционного) образования, предусматривающая ряд мер, способствующих ее развитию.
Цель проекта - совершенствование системы специального образования Ленинградской области.
Задачи проекта:
сохранение и развитие системы специального образования;
создание условий для качественного психолого-медико-педагогического сопровождения, адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья:
обеспечение правовой защиты специальных учреждений и участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности:
создание психолого-медико-педагогической службы области;
обеспечение преемственности между специальным дошкольным, школьным и профессиональным образованием;
внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;
создание региональной нормативно-правовой базы по специальному образованию;
создание программы кадровой обеспеченности специального образования.
Ресурсное обеспечение проекта:
учебное и научно-методическое (создание, апробация и внедрение программ, стандартов специального образования; внедрение российского и зарубежного передового опыта по специальному образованию; разработка экспериментальных программ; участие в русско-фламандском проекте по специальному образованию);
информационное (сбор и анализ информации о состоянии специального образования; сбор банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья).
К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования относятся: выделение средств на создание областного психолого-медико-педагогического центра, создание психолого-медико-педагогических служб в муниципальных образованиях, создание экспериментальных площадок, обеспечение специальных учреждений аппаратурой для коррекции речи.
Ожидаемые результаты проекта: