Недействующий

О региональной целевой Программе развития образования Ленинградской области на 2001-2005 годы (с изменениями на 7 марта 2006 года) (утратило силу на основании постановления Правительства Ленинградской области от 18.07.2011 N 221)

Проект 3. Специальное (коррекционное) образование


Необходимость разработки данного проекта обусловлена наличием негативных тенденций в области специального образования, несмотря на ощутимые успехи в последние годы.

Анализ контингента за последние 5 лет показал, что в связи с ухудшением здоровья детей соответственно увеличивается и контингент в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Ленинградской области, а также в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время из 220 тысяч детей, обучающихся в образовательных учреждениях области, 13247 детей или 6,65% получают специальное (коррекционное) образование.

В 1995 году в специальных школах-интернатах обучалось 3770 человек, в 1999 году - 4003 человека или на 7% больше; в 1995 году в классах коррекционно-развивающего обучения - 4089 человек, в 1999 году - 5153 человека или на 26% больше.

В 1995 году в области функционировало 21 специальное дошкольное учреждение, в 1999 году - 23; специальных (коррекционных) групп при дошкольных образовательных учреждениях в 1995 году было 87, в 1999 году - 441.

Не соответствует стандартам специального образования материально-техническая оснащенность коррекционных учреждений.

Нерешенной остается проблема кадровой оснащенности специального образования: в специальных школах 17,6% педагогов имеют специальное дефектологическое образование, а в специальных классах общеобразовательных школ вообще нет таких специалистов.

Интеграционный процесс протекает порой стихийно, в ряде случаев он неоправданно ускоряется без достаточной подготовленности образовательных учреждений и их педагогического корпуса. Из 6,6% детей с ограниченными возможностями 4,8% интегрировано в общеобразовательную среду.

Несовершенна в области система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нерешенной проблемой остается создание системы непрерывного специального образования, заключающейся в решении вопросов преемственности между дошкольным, школьным и профессиональным специальным обучением.

Подростки и молодежь с особыми образовательными потребностями имеют пока ограниченную возможность для продолжения обучения в учреждениях профессионального образования.

Таким образом, назрела необходимость совершенствования системы специального (коррекционного) образования, предусматривающая ряд мер, способствующих ее развитию.

Цель проекта - совершенствование системы специального образования Ленинградской области.

Задачи проекта:

сохранение и развитие системы специального образования;

создание условий для качественного психолого-медико-педагогического сопровождения, адаптации, реабилитации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями здоровья:

обеспечение правовой защиты специальных учреждений и участников образовательного процесса.

Основные направления деятельности:

создание психолого-медико-педагогической службы области;

обеспечение преемственности между специальным дошкольным, школьным и профессиональным образованием;

внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;

создание региональной нормативно-правовой базы по специальному образованию;

создание программы кадровой обеспеченности специального образования.

Ресурсное обеспечение проекта:

учебное и научно-методическое (создание, апробация и внедрение программ, стандартов специального образования; внедрение российского и зарубежного передового опыта по специальному образованию; разработка экспериментальных программ; участие в русско-фламандском проекте по специальному образованию);

информационное (сбор и анализ информации о состоянии специального образования; сбор банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья).

К основным мероприятиям, требующим дополнительного финансирования относятся: выделение средств на создание областного психолого-медико-педагогического центра, создание психолого-медико-педагогических служб в муниципальных образованиях, создание экспериментальных площадок, обеспечение специальных учреждений аппаратурой для коррекции речи.

Ожидаемые результаты проекта: